ЭРА-ГЛОНАСС меняет рынок коммерческого транспорта и открывает перед перевозчиками новые возможности.
Терминалы российской государственной системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС стали обязательными для всего автотранспорта, вводимого вобращение натерритории Таможенного союза, только с1 января 2017 года, поэтому игроки рынка коммерческих автомобилей пока неприводят данных, как нововведение сказалось напродажах. Обязательная система экстренного реагирования усложнила сертификацию новых иподержанных транспортных средств, импортируемых нароссийский рынок, нопри этом предоставила новые возможности для мониторинга перевозок.
ЭРА-ГЛОНАСС позволяет быстрее вызывать экстренные службы наместо происшествия. Установленный вавтомобиле терминал спомощью спутников определяет координаты, скорость инаправление движения автомобиля. Вслучае аварии онотправляет все данные оДТП, включая VIN-номер, через сотовую связь, атакже обеспечивает связь водителя соператором экстренной службы, которого можно вызвать тревожной кнопкой. Создатели системы прогнозируют, что загод она способна спасти несколько тысяч жизней. Поданным АО«ГЛОНАСС», наконец февраля всистеме зарегистрировано свыше 270тыс. транспортных средств. Операторами было принято иобработано 157 257 вызовов, изних более шестисот потребовали участия экстренных оперативных служб.
Для легковых ичасти легких коммерческих автомобилей, согласно регламенту Таможенного союза, предназначена «система», автоматически срабатывающая при авариях податчикам. Остальные транспортные средства должны комплектоваться более упрощенным «устройством», которое реагирует только наопрокидывание. Вдругих аварийных случаях помощь вызывают вручную. Поосновным функциям «система» и«устройство» идентичны ипозволяют создавать насвоей базе дополнительные сервисы. Некоторые терминалы обеспечивают техническую возможность удаленного контроля, охраны иуправления транспортными средствами. Поумолчанию эти функции вустройстве отключены иактивируются позапросу.
«Сервисы набазе ЭРА-ГЛОНАСС будут выгодно отличаться отаналогичных услуг нарынке благодаря охвату большого количества транспортных средств, которые уже оснащены приборами,— нет необходимости тратиться наустановку дополнительного оборудования»,— рассказал корреспонденту РБК+ директор службы развития АО«ГЛОНАСС» Артем Попов.
Онвыделил два направления, покоторым будут развиваться дополнительные сервисы. Первое основано наиспользовании уже встроенных втранспортное средство приборов для оказания дополнительных услуг, таких как помощь надороге, встраивание канала связи всервисные программы автопроизводителей, консьерж-сервис. Второе направление— услуги набазе навигационной информации, например для мониторинга транспортных средств.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил обеспечить взаимную дополняемость систем взимания платы сгрузовиков «Платон» иЭРА-ГЛОНАСС. Развитие системы экстренного реагирования будет курировать возглавляемая имколлегия Военно-промышленной комиссииРФ. Идея уже получила поддержку президента Владимира Путина, однако некоторые игроки рынка говорят, что вопрос синергии требует глубокого изучения.
«Несмотря наидентичную компонентную базу самих устройств, инфраструктура изадачи самих систем кардинально разные. Потому яне вижу возможности ихинтеграции уже завтра»,— объяснил директор поразвитию Fort Telecom (выпускает терминалы ЭРА-ГЛОНАСС) Владимир Макаренко.
При совмещении двух систем станет возможным полностью контролировать режим труда иотдыха водителей, соблюдение инарушение скоростных режимов. Эти шаги изменят условия перевозок нарынке, считает начальник отдела логистических операций DPD вРоссии Дмитрий Воеводин. «Малому бизнесу станет еще сложнее конкурировать скрупными транспортными компаниями, что приведет кнарушению баланса нарынке автоперевозок. Кроме того, сопределенными сложностями столкнутся владельцы машин спробегом: импридется дооборудовать транспортные средства системой ГЛОНАСС»,— уточнил собеседник.
Отдельное направление— страховая телематика. АО«ГЛОНАСС» совместно сРоссийским союзом автостраховщиков (РСА) проработал ГОСТы, позволяющие использовать данные системы экстренного реагирования для оформления мелких ДТП поевропротоколу. Информация савтомобиля автоматически будет передаваться винформационную систему РСА идалее винформационные системы страховых компаний.
ВМинпромторге считают важным создание телематических систем набазе ЭРА-ГЛОНАСС для повышения безопасности надорогах. Сэтим согласны идругие игроки рынка российской телематики. Помнению генерального директора Omnicomm Бориса Панькова, система экстренного реагирования работает вмомент аварии,что, посути, неотражается набезопасности перевозок иснижении количества аварий.
«Само посебе оборудование неможет влиять натакие факторы, как травматизм пассажиров всалоне автобуса вследствие резких торможений или маневров, атакже нарушение ПДД водителями автобусов, включая «опасное вождение»,— замечает ведущий эксперт «Группы Т-1» Александр Глазков.
ЭРА-ГЛОНАСС усложнила сертификацию новых автомобилей ипотребовала серии дорогостоящих краш-тестов. Легковые бренды вынуждены были свернуть поставки мелкосерийных инепопулярных моделей. Ситуация скоммерческим транспортом немного легче— кнопочное «устройство» испытывают посокращенной программе.
«Динамик имикрофон устройства должны быть расположены вкабине таким образом, чтобы обеспечить требуемый уровень качества связи соператором. Это проверяется акустическими испытаниями. Кроме того, с2017 года частью функциональных испытаний стал тест наопрокидывание. Онне является разрушающим— для автомобиля устанавливают предельный угол бокового наклона, при котором устройство должно сработать автоматически»,— пояснил менеджер попродукт-маркетингу ООО«Даймлер КамАЗ Рус» Александр Лавров.
Поего мнению, установка ЭРА-ГЛОНАСС неможет неотразиться настоимости коммерческой техники, ноэто подорожание неокажется ощутимым. Вцелом крупные игроки, среди которыхГАЗ, Daimler, Ford, Scania, заявили отом, что уже сертифицировали свои новинки. При этом ЭРА-ГЛОНАСС фактически закрыла российский рынок для подержанных иновых иномарок, ввозимых частными лицами. Ксередине февраля натаможенных складах вПриморском крае иЯпонии скопилось около1,5тыс. иномарок, накоторые стало невозможно получитьПТС.
«На данный момент мыпереживаем некий турбулентный период перехода изсостояния, когда ненужно было устанавливать, вфазу «нужно устанавливать». Намой взгляд, втечение короткого времени, возможно полугода, этот процесс встанет нарельсы, будет найден некий консенсус, устраивающий обе стороны»,— предположил Борис Паньков изOmnicomm.
Вподтверждение его слов вправительстве РФуже поручили Минпромторгу разработать упрощенный регламент установки ЭРА-ГЛОНАСС. Онбудет касаться подержанных иновых автомобилей, ввозимых из-за рубежа виндивидуальном порядке.