Потребление облачных сервисов растет по мере роста понимания бизнесом потенциала этих технологий.
Рост облачного рынка глобально вшесть раз опережает динамику отраслиIT, поданным разных аналитических агентств. Каждая американская компания планирует потратить наоблачные сервисы всреднем около $1,77 млн в2017 году, вто время как компании издругих стран— $1,3 млн (оценка американского холдинга IDG). Доля России намировой облачной «арене», поданным исследовательской компании Forrester Russia, составляет0,4%, аразвитие идет, следуя вцелом глобальным тенденциям. Напервый квартал 2017 года, поданным издания TAdviser, более 60% организаций изразных отраслей экономики России подтверждали использование облачных сервисов.
Cпрос наоблака сегодня повсеместно стимулируют новые цифровые стратегии предприятий. Облака становятся драйвером трансформации бизнеса, помогая ему сокращать капитальные расходы инаправлять высвобожденные средства винновации. Вамериканской корпорации Oracle облака называют технологией, ускоряющей принятие решений идающей новые возможности для роста. Пооценке Oracle, к2020 году до80% IT-бюджетов уйдет воблако. Это позволит снизить нетолько CAPEX, нои расходы наэксплуатацию, поддержку иобновлениеIT.
Одновременно облака повышают скорость реакции наменяющиеся изменения рынка иускоряют time-to-market (срок запуска новых продуктов или услуг). «Time-to-market— наиболее ценное преимущество, которое приносит использование публичного облака, так как оно повышает конкурентоспособность, втом числе засчет возможностей масштабирования иоптимизации ресурсов под нужды бизнеса»,— комментирует Дмитрий Марченко, директор помаркетингу технологий обработки данных иоблачной платформы Microsoft вРоссии.
Перейдя воблако, можно сократить развертывание сервисов донескольких дней, авнесение изменений— дочасов. Гибкая оплата только запотребленные ресурсы может дать, пооценке Oracle, экономию втри—четыре раза.
Инфраструктурный рост
Поданным американской аналитической компании Gartner, в2016 году глобальный рынок облачных сервисов составил 209 млрд долл., показав рост в20%. Его драйвер— инфраструктурные услуги (IaaS), продажи которых увеличились затотже период на56%. Перевод IT-инфраструктуры воблако стимулирует потребность ввычислительных мощностях ивысокопроизводительных нагрузках, которую формируют новые технологии— искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей идр. Рост этого направления обеспечивает также стабильный интерес состороны крупного бизнеса— «держателя» основной доли IT-бюджетов, для которого ощутимее снижение засчет облака нагрузки наCAPEX. Воблака активнее мигрируют «тяжелые» информационные системы этих заказчиков, где количество данных исчисляется петабайтами.
«Потребление облаков уверенно растет,— подтверждает Валерий Капленко, директор поинформационным технологиям компании «Фаберлик».— Увеличение этого спроса стимулирует нелинейность нашей нагрузки, потому что мысвязаны свременными периодами выхода нового каталога икаждые три недели испытываем значительные потребности врезком увеличении производительности. Нам важно недержать усебя постоянно темощности, которые могут позволить выдержать этотпик, аиспользовать распределенные ресурсы, отдав нагрузку «на аутсорсинг». Именно поэтому очень интересны сервисы поаренде облачных решений. Аесли исходить изнаших бизнес-задач, томодель использования партнерского облака предпочтительнее частного».
Как показало новое исследование Oracle, 64% компаний, которые уже используют IaaS, подтверждают значительное сокращение текущих расходов натехническое обслуживание. Сдерживают процесс по-прежнему вопросы безопасности, потери контроля исложности миграции. Хотя уже 64% опытных пользователей IaaS сообщают, что миграция прошла проще, чем ожидалось. Большинство респондентов согласны стем, что IaaS будет играть вих бизнесе втечение следующих трех лет важную роль, при этом 44% заявили, что они будут использовать IaaS вбольшей степени или переведут всю свою IT-инфраструктуру своего бизнеса наIaaS.
Тенденция кросту востребованности IaaS иPaaS (платформа как услуга) сохранится, так как сегодня уже можно решить болезненный вопрос приватности исохранности клиентских данных воблаке, считают вSoftline. «Например, спомощью Oracle Cloud Machine вдата-центре заказчика поддерживается весь технологический стек Oracle, аинфраструктура предоставляется как услуга. Заказчик получает возможность развертывать полноценное облако Oracle врамках своего IT-периметра. Такой подход называют называют Oracle Cloud atCustomer («Облако Oracle уклиента»). Благодаря ему предоставляется сервис, который полностью соответствует особенностям законодательства— например, закону оперсональных данных, так как данные хранятся вРоссии иобрабатываются средствами Oracle»,— поясняет Валентин Мартыньш, директор департамента развития продаж комплексных проектов группы компаний Softline.
Крупный софт
Всвою очередь, сегмент SaaS (программное обеспечение как услуга) растет на23% вгод. Здесь основные потребители— средний ималый бизнес стиповыми процессами, для которых подходят стандартные (не всегда устраивающие крупные компании) решения. Поданным Gartner, наSaaS сегодня приходится почти вдвое больше выручки, чем насервисы IaaS.
Попрогнозам Oracle, к2025 году 80% мирового рынка SaaS будет принадлежать двум крупным поставщикам, авсе новые приложения будут распространяться именно поэтой модели. Также воблаке будут храниться практически все корпоративные данные.
ВSoftline считают, что SaaS выглядит предпочтительнее для компаний, которым необходимо использовать готовый сервис врамках своих бизнес-процессов. «Из облака всчитанные дни идаже часы можно получить продвинутую CRM или готовую систему управления производством, непотратив ничего наинфраструктуру, серверное иприкладноеПО,— поясняет Валентин Мартыньш. Согласно результатам опроса Forrester Russia иSAP, больше половины российских компаний сегодня склоняются киспользованию облака для оптимизации управления персоналом, закупочной деятельности, планирования, продаж, документооборота, финансов ит.д.
Общий уровень доверия коблачным сервисам вРоссии растет, хотя вгоссекторе медленнее, чем вбизнесе. ПопрогнозамIDC, как раз государственные инициативы вближайшие пять лет будут дополнительно стимулировать облачное потребление. Однако пока остается невысоким уровень информированности опроцессе миграции, сопряженных сним издержках, атакже новых моделях управления услугами изоблака.