Бизнес-авиация в России преодолела нижнюю точку спада и вслед за летним подъемом взяла курс на активность осенью.
ООО «ИФП Дистрибьюшн», ООО «Экскласез Холдингз»
Фото: Bloomberg
Барометром здоровья деловой авиации вРоссии выступают несколько факторов. Это интенсивность бизнес-чартеров, объем флота бизнес-джетов ивторичный рынок. Наиболее точным индикатором считаются чартеры— нерегулярные коммерческие рейсы, выполняемые наарендованных бизнес-джетах. Именно чартерные рейсы дают представление опопулярных направлениях деловой авиации, востребованных моделях бизнес-джетов, интенсивности трафика, азначит, иплатежеспособности ееклиентов.
Летний пик
Напротяжении десятилетий основным направлением, покоторому интенсивнее всего летают россияне, остается Европа. Взаимные санкции России иЕвросоюза моглибы отразиться наинтенсивности чартерных полетов,и, поданным немецкого консалтингового агентства Wings Advance, чартерный трафик вВосточной Европе, втом числе ив России, сокращался втечение лета примерно на10%. Правда, агентство непубликует методику расчета трафика, покоторому Россия включена всостав Восточной Европы. Российскиеже игроки рынка, напротив, говорят озаметном росте трафика влетние месяцы, когда отрасль исторически показывает скачкообразный рост. Пооценке чартерного брокера LLJets, начиная смая 2016 года объем рейсов неуклонно рос ив период смая поиюль рост составил почти 32%. Вавиакомпании Emperor Aviation также отмечают взлет трафика. «Лето— это вбуквальном смысле самая жаркая пора всфере российской бизнес-авиации, она начинается смайских праздников изаканчивается всентябре,— констатирует Ираклий Литанишвили, собственник оператора Emperor Aviation.— Пиковым месяцем вэтом году стал июль, когда поток вылетающих, восновном наевропейские курорты, увеличился на38% посравнению спредыдущим месяцем».
Примечательно, что в2016 году шорт-лист топовых летних направлений несколько изменился. Пооценке Emperor Aviation, повышенным спросом пользовалась Греция: наее долю пришлось около 30% отвсех выполненных рейсов как изМосквы, так имежду островами. Следом идет Италия иособняком— город Ницца, надолю которых пришлось по19%.
Игроки рынка сходятся вомнении, что реалии, вкоторых сейчас находится чартерный рынок, слабый зимой ирастущий летом, наруку начинающим пассажирам бизнес-авиации. «Рынок стал жестче, конкуренция обострилась, унекоторых брокеров иавиакомпаний работает система скидок для пассажиров, ив конечном итоге сам бизнес-чартер становится доступнее,— делится опытом Алишер Эльмурадов, совладелец чартерной компании LLJets.— Сложно придумать более удачное время, чтобы начать знакомство сделовой авиацией, чем теперь». Эксперт убежден, что предприниматели невсегда знают, вкакой момент услуги бизнес-авиации становятся импо карману. Например, это выгодно компании издесяти друзей, летящих нарыбалку врайон, скоторым нет доступного регулярного авиасообщения,— настыковочные рейсы уйдет большесил, времени иподчас денег. Пооценкам Алишера Эльмурадова, топ-менеджеры крупных корпораций, сетевых ретейлеров могут позволить слетать ссемьей начастном самолете вотпуск один-два раза вгод. Более того, появляется новая формация российских бизнес-путешественников, которые арендуют небольшие бизнес-джеты для полетов поЕвропе. Вэтом случае стоимость рейса для четырех человек наPhenom 100 или Citation Mustang обойдется в€5–10тыс., тоесть дешевле, чем вбизнес-классе регулярных авиалиний. Популярны идругие способы оптимизировать расходы начартерный рейс.
«Среди наших клиентов есть пассажиры, которые относятся кчартерному полету как кполету, ане как кэлементу luxury-стиля,— продолжает Алишер Эльмурадов.— Они ориентированы наразумное ценообразование изачастую предпочитают летать посистеме Empty Legs, экономя от30 до75% отстоимости рейса». При такой системе часть маршрута бизнес-джет летит без пассажиров, благодаря чему появляется возможность подсесть всамолет поцене, которая всегда будет ниже рыночной.
Влетнюю навигацию продолжился тренд развития внутренних перевозок, начавшийся летом прошлого года. Спрос нароссийские регионы констатирует международная система онлайн-бронирования рейсов Avinode, которая вдень обрабатывает свыше 12тыс. запросов.Так, вмае 2016 года международный аэропорт Воронеж вошел втоп-25 рейтинга самых востребованных аэропортов европейской бизнес-авиации, опередив Шенефельд вБерлине иаэропорт Вацлава Гавела вПраге. Санкт-Петербургский центр бизнес-авиации Пулково-3 занял поитогам мая шестое место врейтинге самых востребованных аэропортов Европы.
Парковая структура
Другой фактор, определяющий состояние отрасли,— объем флота частных самолетов— практически неподвержен изменениям. Поусредненным данным, винтересах российских собственников летает порядка 450 бизнес-джетов. Для сравнения: вСША вэксплуатации находится13,6тыс. бизнес-джетов, вматериковом Китае, атакже Гонконге иМакао зарегистрированы 324 самолета, снемецким префиксом D-— 670 машин, ав Бразилии—700. Такие данные приводит международный ресурс JetNet Avdata.
Структура российского парка бизнес-джетов вопределенной степени отражает географические особенности страны. Унас преобладают дальнемагистральные самолеты Long Range Jets имашины большого класса Heavy Jets, которые перевозят от14 до18 пассажиров. Средний возраст парка— чуть более десятилет. Схожую структуру можно наблюдать наформирующемся китайском рынке бизнес-авиации. Там 60% машин вообще нестарше пятилет, асамые популярные бизнес-джеты, как ив России,— Gulfstream G550/650, Falcon7X, Bombardier Global иChallenger. Такие данные приводит компания ArcosJet, специализирующаяся накупле-продаже новых ибывших вэксплуатации самолетов.
Отечественный парк бизнес-джетов стал понемногу обновляться, так как приходит время менять психологически устаревшие иресурсные модели нанедавно поступившие впроизводство. Речь впервую очередь озамене дальнемагистральных Gulfstream нановый флагман G650, Global 5000/XRS— наGlobal 6000, Embraer Legacy 600— намодель650. «Действительно, некоторые компании получают новые борта. Например, оператор Emperor Aviation вэтом году взял вуправление дальнемагистральные Global XRS иG650, авиакомпания «Русджет» начала вэтом году эксплуатировать Legacy 650 иChallenger 300»,— рассказывает Дмитрий Петроченко, руководитель крупнейшего ресурса обизнес-авиации Bizavnews.ru.
Помимо частных бортов вРоссии эксплуатируется флот ведущих корпораций, ревниво охраняемый отпосторонних глаз. Поинсайдерской информации, «Газпром Авиа», авиационное подразделение «Газпрома», управляет более чем 20бизнес-джетами иконвертированными самолетами советского производства. Известно, что «Роснефть» для корпоративного флота выбрала модели Cessna иFalcon. Авиационное подразделение «Авиапредприятие «Северсталь», принадлежащее «Северстали», располагает 13бизнес-джетами, которые открыты для чартерного рынка.
Вторичный флот
Если есть потребность вбизнес-джете, нонет средств нановую машину, самое время присмотреться ковторичному рынку. «Постепенно растущее предложение, давление состороны новых моделей, непредсказуемая экономика тянут вниз цены навторичном рынке, заставляя продавцов принимать предложения, откоторых онибы гневно отмахнулись всего год назад,— говорит Иван Веретенников, директор попродажам компании ArcosJet.— Мыожидали снижения, нокогда казавшийся незыблемым Gulfstream G650 опустился вцене стабильно ниже $70млн, ав некоторых случаях почти новый самолет стали предлагать ниже $60млн, это удивило даже нас».
Тем неменее вArcosJet подчеркивают, что наотдельные модели уже наблюдается стабилизация цены. Речь идет, например, оHawker 900XP, уже достигшего своей оптимальной стоимости, иGlobal ExpressXRS, владельцы которого дальше снижать цену ненамерены. Согласно исследованию компании, охватывающему 2013–2016 годы, цены напопулярные модели Hawker 900XP, Falcon7X, Challenger605, Global XRS постоянно снижались всреднем на6% вгод, ау «рекордсмена» Hawker 900XP— на10%. Попрогнозу ArcosJet на2017год, средняя запрашиваемая цена, например надальнемагистральный GlobalXRS, составит для покупателей порядка $28,5млн.