Частные инфраструктурные проекты двигают экономику российских регионов.
Краснодарский край, самый южный изрегионов России, занимает шестое место встране пообъему валового регионального продукта (в 2016 году онсоставил2,2 трлнруб.). Базу экономического развития края создают строительный, промышленный, топливно-энергетический, агропромышленный, транспортный итуристический комплексы. Ключевым сегментом транспортного комплекса края являются девять незамерзающих морских портов, обеспечивающих прямой выход через Азовское иЧерное моря намеждународные внешнеторговые пути. Сейчас наних приходится более 200 млн тгрузов вгод (около 30% морских российских итранзитных грузов), атакже около трети российского нефтеэкспорта.
Краснодарский край стабильно занимает высокие строчки вразличных рейтингах инвестиционной привлекательности.Так, впрошлом году оноказался начетвертом месте (максимальный потенциал, минимальный риск) врейтинге «Инвестиционный климат регионов— 2017» агентства RAEX («Эксперт РА»), наседьмом— вНациональном рейтинге состояния инвестиционного климата всубъектах РФ(Агентство стратегических инициатив), на13-м— врейтинге инвестиционной привлекательности субъектов РФ(Национальное рейтинговое агентство). Поданным администрации региона, в2010–2017 годах наего территории были реализованы 440 крупных инвестпроектов наобщую сумму525,8 млрдруб., что позволило создать32,8тыс. новых рабочих мест; еще 341 проект на1,5 трлнруб. реализуется внастоящее время.
Ожидается, что входе Российского инвестиционного форума вСочи администрация края представит комплексную стратегию развития региона до2030 года. Пословам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, она станет своеобразным законом, покоторому будет жить экономика региона вближайшие 12лет. Документ предусматривает создание отраслевых кластеров врамках семи территориально-экономических зон края (муниципалитеты нафоруме представят потенциальным инвесторам 440 предложений).
Глубоководная Тамань
Одним изважнейших региональных проектов последних лет стало строительство порта Тамань врайоне мыса ЖелезныйРог. Тамань обладает уникальными преимуществами всравнении сдругими черноморскими портами благодаря глубоководности (глубина упричалов достигает 18–20 м) иналичию естественного укрытия из-за формы бухты. Порт, способный принимать суда дедвейтом до160тыс.т, откроет российским экспортерам доступ ковсей акватории Черного иСредиземного морей, аего географическая близость кКерченскому проливу позволит объединить транспортную инфраструктуру свозводимым мостом вКрым. Кроме того, вотличие отпортов Новороссийска иТуапсе, расположенных вчерте города, удаленность таманских терминалов отжилых массивов позволяет переваливать опасные иядовитые грузы, такие как сжиженныйгаз, мазут иаммиак. Предполагается, что к2030 году мощность порта должна превысить 100 млн твгод, авместе сувеличением мощностей портов Новороссийска (более чем на20 млн тв год) иТуапсе (на 7млн тв год) совокупная мощность портов региона вырастет с231 млн до383–503,4 млнт.
Вфеврале 2017 года пораспоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева территория строящегося порта была расширена для строительства зернового терминала мощностью14,5 млнт, причального комплекса сжиженных углеводородных газов итехнологической эстакады мощностью до3,5млн. твгод. Кроме того, наискусственном насыпном участке предполагается построить перевалочную базу крупногабаритных итяжеловесных грузов мощностью0,3 млн твгод.
Экспортные ворота
Еще один крупный инфраструктурный проект впорту Тамани реализует ведущий российский производитель товарного аммиака «Тольяттиазот». Компания строит терминал, который позволит осуществлять перевалку 2млн таммиака и3 млн ткарбамида вгод. Она одной изпервых начала освоение прибрежного района, приступив кстроительству еще в2003 году, однако в2005-м проект пришлось законсервировать из-за конфликта сместными властями. В2015 году, несмотря напродолжающееся судебное разбирательство, возведение терминала было возобновлено. Сейчас объект включен правительством РФв федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до2020 года», схему территориального планирования вобласти федерального транспорта ив «дорожную карту» развития морских портов вАзово-Черноморском бассейне до2020 года. Онобъединит всебе три блока: береговой перевалочный комплекс, гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до50тыс. т(для этого уже построена специальная эстакада, уходящая вморе на2,5 км), икомплекс вспомогательных иинфраструктурных сооружений. Кпорту проведена железнодорожная ветка длиной 36км, построена автомобильная дорога (грузопотоки перевалочного комплекса включены Минтрансом всхему развития Таманского транспортного узла вчасти железнодорожной составляющей). Ввод терминала вэксплуатацию запланирован на2020год.
«Проект повводу вэксплуатацию портового комплекса поперевалке аммиака является одним измагистральных для ТоАЗа. Запуск объекта откроет перед Российской Федерацией новые возможности порасширению своего присутствия намировых рынках идаст мощный импульс развития Югу России»,— отмечает председатель совета директоров «Тольяттиазота» Петр Орджоникидзе. Кроме того, запуск терминала позволит компании снизить зависимость отукраинского транзита: сейчас порядка 60% производимого «Тольяттиазотом» аммиака транспортируется поаммиакопроводу Тольятти— Одесса, однако логистический процесс осложняется регулярными конфликтами сукраинской стороной из-за тарифов. Таманский проект нетолько позволит компании нарастить производство аммиака икарбамида, организовать стабильные иритмичные поставки своей продукции зарубежным потребителям без оглядки наполитическую ситуацию наУкраине, нои увеличит налоговые поступления вконсолидированный бюджет РФна5,3 млрдруб. Таким образом, строительство терминала отвечает долгосрочным интересам ТоАЗа, региона ивсей страны, подчеркивают вкомпании. «Создание независимых отвнешних партнеров экспортных ворот даст «Тольяттиазоту» возможность значительного увеличения своего экономического потенциала идиверсификации бизнеса. Одновременно портовая инфраструктура создаст новые рабочие места вважном для Краснодарского края секторе иувеличит финансовые поступления вкраевой бюджет. ТоАЗ напрямую вкладывает винфраструктуру проекта более $300 млн частных инвестиций, что может рассматриваться как положительный кейс ипример для работы других участников рынка»,— говорит Петр Орджоникидзе. Пооценке компании, дополнительные поступления вбюджет Краснодарского края составят 2млрдруб., будет создано1,5тыс. новых рабочих мест.
В«Тольяттиазоте» заверяют, что уделяют особое внимание вопросам социальной иэкологической безопасности, минимизируя негативное воздействие комплекса наокружающую среду ссоблюдением российских имеждународных норм итребований вобласти промышленной безопасности. Руководство компании также рассматривает возможность строительства третьей очереди комплекса сувеличением грузооборота до13 млн твгод.