Как нестабильная ситуация в строительной отрасли повлияет на развитие выпуска металлопроката и потребления лакокрасочных покрытия для метода Coil Coating?

Единственной сферой применения материалов для Coil Coating является окрашивание листового и рулонного проката, в результате чего на выходе получается продукция с полимерным покрытием — металлические облицовочные материалы. Использование таких материалов обеспечивает высокое качество декоративно-защитного покрытия конечной продукции. Стоит отметить, что предварительная окраска листового металла методом Coil Coating позволяет снизить общую стоимость продукции на 20-30%.
Материалы для Coil Coating предназначены для защиты как лицевой, так и обратной стороны поверхности металлопроката, обладают высокой цветостойкостью и устойчивостью к атмосферным воздействиям. Стоит отметить, что в общем объеме рынка индустриальных ЛКМ доля таких покрытий составляет около 10-15%.
Стоит отметить, что отрасль обладает низкой импортозависимостью, в результате чего внутренний спрос на продукцию преимущественно удовлетворяется за счет продукции отечественных производителей — на ее долю в ретроспективный период времени приходилось свыше 85%. Согласно оценке «Смарт Консалт», в 2023-2024 гг. объем выпуска покрытий для Coil Coating демонстрировал повышательную динамику и по итогам 2024 достиг отметки на 5,0% выше уровня 2022 года.
Что касается отечественных производителей материалов для Coil Coating, то в настоящее время их количество, по оценке «Смарт Консалт» составляет 7 ед. Крупнейшими предприятиями считаются ООО «Прайм Топ», ООО «Уралпротект», ООО «Акзо Нобель Коутингс» и ЗАО «НПК «ЯрЛИ».
Согласно оценке «Смарт Консалт», в перспективе 2025-2026 гг. ожидается отрицательная динамика производства проката с полимерным покрытием ввиду прогнозируемого снижения объемов строительства различных объектов. Как следствие, аналогичные тенденции будут отмечаться и в сегменте материалов для Coil Coating. При этом наибольшее падение ожидается по итогам 2025 года. В последующие годы ожидается постепенное восстановление отрасли, однако показатели лучших лет достигнуты в среднесрочной перспективе не будут.
Российский рынок материалов для Can Coatings: высокая импортозависимость и рост спроса
Материалы для Can Coating применяются для окраски алюминиевой тары, которая предназначена в большей степени для производства пищевой и косметической продукции. Что движет ростом рынка?
Для отечественной отрасли материалов для Can Coating характерны аналогичные мировым тенденции — рынок растет благодаря увеличению спроса на металлическую упаковку. В качестве основного фактора роста эксперты отрасли выделяют спрос на экологичные упаковочные решения. Алюминиевая тара обладает возможностью вторичной переработки, долговечностью и устойчивостью к внешним воздействиям, механическим повреждениям. На фоне активного развития такая упаковка усиливает свои позиции в общем рынке упаковки и по итогам 2024 года ее доля уже составила около 10%.
В последние несколько лет за счет активного роста производства тары рынок лакокрасочных покрытий для нее демонстрирует положительную динамику. За период 2022-2024 гг. среднегодовой темп роста (CAGR) составил 9,3%. Стоит отметить, что данная отрасль характеризуется довольно высокой импортозависимостью — на долю зарубежной продукции приходится свыше 75%. При этом основными поставщиками материалов для Can Coating в Россию по итогам 2024 года выступали китайские компании — на их долю приходится 82,5% от общего объема импорта. На втором и третьем месте располагались Италия и Республика Корея.
В тройку крупнейших зарубежных поставщиков фокусной продукции входят следующие компании:
-
JIANGSU YOUNGEREE NEW MATERIAL CO., LTD. (Китай);
-
METLAC S.P.A. (Италия);
-
SEWIN (SHANGHAI) PACKAGING MATERIALS CO., LTD. (Китай).
В период 2025-2028 гг., согласно оценке аналитиков «Смарт Консалт» ожидается положительная динамика производства металлической тары на фоне развития спроса в сегменте напитков, косметической продукции. Кроме того, с 1 сентября 2025 года запрещается использование некоторых видов неперерабатываемой ПЭТ-упаковки, что также может повлиять на рост использования рассматриваемого вида упаковки.
Данную тенденцию подтверждают и планы развития основных конечных потребителей. К примеру, крупнейший производитель металлической тары ГК «Арнест» (4 производственных площадки) до конца 2025 года планирует запустить на заводе в Ульяновске третью линию по производству алюминиевых банок, а в 2026 году, при сохранении текущих темпов спроса, — четвёртую.
В связи с этим также можно ожидать дальнейшего роста спроса на лакокрасочные материалы, предназначенные для покрытия металлической тары по методу Can Coating.
