Потери транспортной индустрии от пандемии в РФ давно перевалили за 200 млрд руб. В кризис логистическая отрасль делает ставку на цифровые платформы, позволяющие компаниям сэкономить и перестроить бизнес-процессы.
Пандемия изменила портрет логистического рынка. Пооценкам «РБК Исследования рынков», в2019 году рынок коммерческих грузоперевозок вРоссии вырос на8%, аего обороты должны были достичь3,97 трлнруб. Поданным Росстата, всего в2019 году вРФ было перевезено8,3 млрд т грузов, восновном автомобилями (5,73 млрд т) ипо железной дороге (1,28 млрд т). ВагентствеM.A.Research ожидали роста объема рынка автоперевозок поитогам 2019 года до872 млрдруб., тоесть почти на8%. Аналитики изKPMG констатировали, что поитогам 2019 года объемы грузоперевозок железнодорожным транспортом сократились на0,9%, морским— на20%, воздушным— на2%, тогда как автоперевозчики «упрочили позиции», накоторые «исторически итак приходится наибольшая доля вобъемах перевозок грузов— практически 70%». ВKPMG связали рост автоперевозок сростом оборота розничной торговли (1,6% загод) иэлектронной коммерции (25%), атакже развитием транспортной инфраструктуры (например, запуском грузового движения через Керченский пролив изавершении строительства скоростной платной трассы изМосквы вСанкт-Петербург).
В«РБК Исследования рынков» прогнозировали возможный рост рынка коммерческих грузоперевозок до4,4 трлнруб. в2020 году, нокоррективы внесла пандемия. Как отметили вPwC, вспышка COVID-19 «привела ксбоям поряду направлений», вчастности, кограничениям или задержкам втранспортировке товаров между разными странами, финансовым затруднениям уоператоров индустрии и«повседневным сложностям», связанным сдефицитом поставок, удаленной работой иневыходом сотрудников вофисы. ВPwC опасались дестабилизации иподрыва «способности сектора обеспечивать поставки жизненно необходимых» товаров имедикаментов. Директор поразвитию ИТ-компании «Умная логистика» Ольга Бабаева отмечает перераспределение грузопотоков всторону FMCG-сектора итоваров первой необходимости. «Если укого-то начали падать отгрузки вдругом сегменте, тов FMCG, наоборот, впандемию они выросли, так как многие семьи стали больше закупать впродуктовых магазинах»,— поясняетона.
Перенаправление потоков
Вапреле 2020 года Международный союз дорожного транспорта IRU даже был вынужден обращаться кправительствам разных стран спризывом поддержать отрасль из-за дисбаланса грузопотоков, указывая, например, нанарушение всех видов перевозок изКитая инеобходимость находить новые пути для логистических компаний. Пооценке агентства InfraOne Research, вРоссии потери транспортной индустрии достигли 230 млрдруб. лишь поитогам первого квартала 2020 года. ВInfraOne предрекали, что наибольшие потери понесут авиакомпании, тогда как железнодорожный транспорт мог лишиться до30млрдруб. «Произошел процесс приоритизации доставки грузов наземным транспортом— автомобилями ипо железной дороге»,— рассуждает Ольга Бабаева, которая связывает это сзакрытием границ между странами из-за пандемии.
Директор поуправлению цепями поставок «САФ-НЕВА» (российское подразделение французской пищевой корпорации Lesaffre) Александр Одинцов успокаивает, что многие опасения остались науровне «страшилок», тогда как влогистике изменилось немногое. Действительно, исследования показали, что наиболее драматичных изменений нарынке удалось избежать. Поданным Росстата, завосемь месяцев этого года компании перевезли4,99 млрд т грузов, что лишь на5,9% меньше прошлогодних показателей. Автоперевозки сократились при этом на5,6%, воздушные— на3,1%, транспортировка морским иводным транспортом— на10,8% и7,2% соответственно. Однако некоторые виндустрии смогли нарастить обороты:так, вОАО«РЖД» сообщали о15-процентом росте контейнерных перевозок (и достижении4,23 млнTEU, двадцатифутовых контейнеров). Висследовании Pony Express отмечается почти 30-процентный рост рынка складской логистики из-за увеличения спроса состороны интернет-магазинов. Трендом года вPony Express считают иусиление влияния крупных финансово-промышленных групп, которые активно обзаводятся службами собственной логистики— кпримеру, «Сбермаркет», «Яндекс.Доставка» иDelivery Club.
Рынок уходит в«цифру»
Вэтой ситуации компании стали активнее внедрять цифровые сервисы. «Наши заявки натранспорт вдиапазоне отгрузовладельца дотранспортной компании иводителя— конечного исполнителя перевозки— сейчас обрабатываются через единую цифровую экосистему. Врезультате, унас значительно сократилось число звонков потелефону»,— говорит директор пологистике одного изкрупнейших производителей инженерных систем вРоссии— компании «Стандартпарк» Юлиан Шумский. «В пандемию экономия стала первоочередной задачей. Всвязи спереходом наудаленку также встали вопросы оптимизации процессов ипредоставления логистам технических средств управления. Для руководства компаний стали актуальными контроль происходящего врежиме реального времени иотчетность под рукой»,— перечисляет Ольга Бабаева.
Юлиан Шумский считает преимуществом новых цифровых сервисов сосредоточенность грузовладельцев ипоставщиков транспорта водной экосистеме. «Я врежиме реального времени вижу процесс обработки заявок транспортными компаниями вкаждом изроссийских регионов икачество отработки заказов, включая соблюдение графика поставок»,— говоритон. Александру Одинцову, чье предприятие, также как и«Стандартпарк», подключилось кэкосистеме «Умная логистика», нравится прозрачность иконтроль принятия решения «на одном экране». «Перевозчики видят всю информацию обобъемах перевозок иусловиях доставки, могут быстро назначить свою цену. Для нас это значительная экономия ивремени,и, конечноже, денег, так как торги позволяют снижать ставки наперевозки. Раньше каждый изнаших филиалов работал сместными перевозчиками, асейчас заявки видят тысячи перевозчиков «Умной логистики». Если укомпаний есть машины вгороде, они начинают конкурировать»,— говоритон. Юлиан Шумский рассказывает опланах использования big data— технологий обработки больших данных. «Раньше для любого нового направления логисты искали перевозчиков снизкими ставками. Теперь всистеме можно найти компании снужным количеством отработанных рейсов, средние ставки идругую статистику поинтересующим нас направлениям, просто задав нужный тоннаж машины»,— рассказывает представитель «Стандартпарка». Ольга Бабаева подчеркивает, что цифровыми сервисами вотрасли заинтересовались прежде всего акционеры игендиректоры предприятий, ане менеджеры среднего звена. «Логистика— отрасль страдиционно непрозрачным механизмом принятия решений. Аруководству сейчас как никогда нужна прозрачность для понимания эффективности работы персонала, правильности выбора транспортной компании— делаетсяли это порыночной ставке»,— добавляетона.
Александр Одинцов изроссийского подразделения Lesaffre говорит обопыте использования цифровых тендеров. «Раньше транспортные компании диктовали врегионах цены, говорили оподорожании топлива, анам приходилось искать аргументы. Сейчас все просто: вот тендер, пожелания изложите ввиде ставки»,— говорит Одинцов, который уточняет, что ксистеме «Умной логистики» подключены более 10тыс. перевозчиков, атендеры могут сэкономить компании более 10% отбюджета налогистику. Ольга Бабаева говорит, что сервисы способны сэкономить от5% до30% нагрузоперевозках. «Раньше поступала масса звонков откомпаний спредложениями работать. Яперестал подходить ктелефону из-за однотипности диалогов. Еслибы отвечал навсе, нужен былбы еще одиня. Сейчас всех приглашаю натендерную площадку. Это экономия ивремени, ииздержек для компании»,— говорит Александр Одинцов.
В«Умной логистике» также уверяют, что роботизация способна сократить грузоотправителям затраты наперсонал: налогистов, специалистов позакупкам иснабжению, кладовщиков испециалистов подокументообороту. Можно организовать электронный документооборот, спомощью которого можно находить нужные документы поинтересующей перевозке иформировать обоснования возврата НДС для налоговых инспекций. Еще одним преимуществом сервисов, подчеркивают вкомпании, выступает учет показателей своевременности икачества доставки. Если компании-производители начнут управлять логистикой только спомощью профессиональных решений, тоэто выведет весь рынок логистических услуг накачественно новый уровень.
Автор:
Александр Кочетов.