6, Октябрь 2015

Пусть катятся

В 2016 году государство может отказаться от программ стимулирования спроса на новые автомобили — в обсуждаемом варианте бюджета денег на это не предусмотрено.

Неделя на совещания

Правительство планирует 8 октября утвердить проект бюджета на 2016 год, но уже сейчас понятно, что денег на поддержку автопроизводителей у государства нет, рассказали РБК два топ-менеджера автозаводов и федеральный чиновник. Кроме того, по информации РБК, в условиях бюджетного дефицита против отдельных мер по спасению автопрома выступает Министерство финансов.

Сейчас действует несколько программ по стимулированию спроса на новые автомобили, произведенные в России. Первая — программа обновления автопарка, предусматривающая скидки на покупку нового автомобиля при утилизации старого или при схеме trade-in — от 40 тыс. до 350 тыс. руб. в зависимости от типа машины. Она была запущена в сентябре 2014 года и потом несколько раз продлевалась. С апреля этого года были запущены еще две программы — льготного автокредитования и автолизинга. По первой государство субсидирует по кредитам 2/3 ключевой ставки ЦБ (сейчас 11%), по второй — компенсирует скидку в 10% от стоимости машины, но не более 500 тыс. руб.

В 2014 году продажи новых автомобилей в России сократились на 10,3%, до 2,5 млн штук, относительно 2013 года, за восемь месяцев 2015 года — еще на 33,5%, до 1,1 млн штук. В 2014–2015 году на поддержку автопрома государство потратило 39,4 млрд руб. За это время с использованием бюджетных средств было продано порядка 600 тыс. автомобилей. В конце сентября премьер-министр Дмитрий Медведев признавал, что программы поддержки автопрома работают «неплохо» (цитата по ТАСС).

Надежда остается

По информации РБК, продлить программы на 2016 год предлагает Минпромторг. Представитель министерства отметил, что необходимо продолжить такие как программа обновления парка, льготный лизинг и льготное автокредитование.

Предложение Минпромторга рассматривалось на прошлой неделе на совещании у премьер-министра, но денег на поддержку автопрома в проекте бюджета на 2016 год не нашлось, рассказывают собеседники РБК, знакомые с результатами совещания. Глава правительства поручил профильным министерствам определить источники финансирования в течение двух недель, к заседанию бюджетной комиссии, запланированной на 8 октября, где будет утвержден проект бюджета.

Идею дальнейшей господдержки автопрома разделяют не все министерства. Против, в частности, выступает Минфин, говорят топ-менеджеры двух автозаводов и федеральный чиновник. «И мы не должны постоянно говорить о срочных мерах поддержки всего и всех бюджетными деньгами. Такие программы эффективны только тогда, когда есть понимание, что мы корректируем краткосрочный провал. Сейчас же ситуация совсем иная», — пояснил РБК глава Минфина Антон Силуанов.

В Минэкономики заявили, что не получали предложений Минпромторга.

То, что в проекте бюджета не предусмотрят средства на госпрограммы, совсем не означает, что поддержка будет свернута окончательно, говорят менеджеры двух автозаводов. Все текущие госпрограммы изначально не были заложены в бюджетах 2014 и 2015 годов, деньги на них каждый раз выделялись отдельным постановлением правительства.

Но решения о запуске и продлении программ по стимулированию спроса на автомобили в 2014–2015 годах принимались правительством в других экономических условиях. Бюджет 2014 года был исполнен с реальным профицитом на уровне 474,5 млрд руб., или 0,7% ВВП. В тот момент у правительства оставались и оперативные бюджетные резервы в виде антикризисного фонда.

Сегодня Белый дом готовится к тому, что бюджет 2015 года будет исполнен с реальным дефицитом. По итогам первого полугодия, которые в правительстве подвели в сентябре, реальный дефицит исполнения бюджета составил 797 млрд руб., или 2,3% ВВП. Причина падения бюджетных доходов — снижение цены нефти до $57 в первом полугодии 2015 года против $107,3 за баррель в первом полугодии 2014 года. Вместе с падением цен на нефть правительство охладевает и к различным стимулирующим программам.

Миллион — в лучшем случае

Против выделения средств играет и тот факт, что в кабинете министров верят, что с 2016 года начнется восстановление авторынка, добавляют собеседники РБК. По базовому прогнозу The Boston Consulting Group, в следующем году продажи легковых автомобилей вырастут на 11,8%, PricewaterhouseCoopers ждет роста на 6,7%. «Мы рассчитываем на то, что в 2016 году мы должны увидеть восстановительный тренд по автопрому», — говорил в июле глава Минпромторга Денис Мантуров, слова которого передавал Bloomberg.

Представитель Ford Sollers считает, что поддержка автопрома в 2016 году необходима для дальнейшей стабилизации рынка. В августе к Дмитрию Медведеву с просьбой выделить 30 млрд руб. на поддержку автопрома обратилась Российская ассоциация автодилеров (РОАД). «В этом году мы ожидаем, что в России будет продано чуть больше 1,5 млн автомобилей, из них 450–470 тыс. штук — по госпрограммам. Если поддержка закончится, в следующем году в лучшем случае мы перешагнем за 1 млн автомобилей», — говорит глава РОАД Владимир Моженков.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» согласен, что в следующем году рынок начнет восстанавливаться, но не исключает и обратного сценария. По мнению аналитика, без господдержки сохранятся многие структурные проблемы отрасли, такие как низкая загрузка мощностей (сейчас — менее 50%). По оценке аналитика, как минимум первые два квартала 2016 года программы стимулирования спроса будут актуальны.

Источник