Общие тенденции
«РБК Исследования рынков» проанализировали субъективные мнения россиян относительно изменения их трат в ресторанах с обслуживанием за последний год. Результаты показали, что тренд на сокращение расходов, который наблюдался в 2020 и 2021 годах, в текущем году прервался. Так, за последний год доля респондентов, которые зафиксировали снижение своих расходов относительно аналогичного периода прошлого года, сократилась с 34,4% до 25,8%. Доля тех, кто не заметил каких-либо изменений, снизилась с 45% до 29%. При этом количество россиян, которые зафиксировали рост расходов, напротив, выросло с 15,8% до 39,4%.
Такие резкие изменения связаны с существенными конъюнктурными сдвигами на рынке. Если в предыдущие годы снижение трат россиян было обусловлено пандемией и действующими антиковидными ограничениями, негативно влияющими на частоту посещения ресторанов, то к июню 2022 года данные факторы потеряли свою актуальность. На первый план вышли экономические последствия антироссийских санкций.
В частности, рост цен стал главным фактором роста расходов россиян при посещении ресторанов. В рамках опроса данный вариант ответа отметили 34,2% респондентов, что на 24,4 процентных пункта больше, чем годом ранее. Другие причины роста трат в ресторанах набрали менее 5% голосов.
При этом причины сокращения расходов на посещение ресторанов в 2022 году не претерпели изменений. Как и в 2021 году каждый пятый опрошенный указал, что стал реже посещать рестораны, что способствовало сокращению трат. Впрочем, причины подобного поведения уже не связаны с анктиковидными ограничениями, а обусловлены желанием сбережения семейного бюджета. Это косвенно подтверждают и рост популярности иных стратегий экономии. Так, 4,1% респондентов ответили, что стали заказывать меньше блюд и напитков, 3,2% – стали отдавать предпочтение более дешевым позициям меню. В июле 2021 год данные варианты ответа набрали соответственно лишь 2% и 1,8% голосов.
Изменения в поведении гостей отмечаются и операторами рынка. Так, сооснователь сети городских ресторанов Токио-City и Bahroma Сергей Симарев, рассказал «РБК Исследованиям рынков» о том, что в марте-апреле 2022 года в компании фиксировалось небольшое снижение количества чеков, а также уменьшение их наполняемости. Незначительное сокращение количества блюд в чеке в апреле 2022 отмечалось и в «Своей Компании», о чем РБК сообщил Александр Лапшаев, операционный директор сети.
«Как изменились Ваши расходы на посещение ресторанов с обслуживанием за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (июнь 2021 – июнь 2022)?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов с обслуживанием