В 2022 году российский рынок онлайн-торговли продолжил расти двузначными темпами, таким образом оказавшись наиболее стрессоустойчивым из всех сегментов российского ретейла.
В 2022 году российский рынок онлайн-торговли продолжил расти двузначными темпами, таким образом оказавшись наиболее стрессоустойчивым из всех сегментов российского ретейла. Вместе с тем наблюдается снижение динамики развития рынка. Если в 2021 году объем e-commerce в номинальном выражении увеличился на 40%, то в 2022 году он вырос не более чем на 28%. Наблюдаемый прирост обеспечивает не только увеличение спроса в онлайн-канале, но и в значительной степени инфляционная составляющая. Так, по оценкам «РБК Исследования рынков», прирост цен в рознице в 2022 году составил 14%, тогда как в 2021 году он находился на уровне 8%, а в предыдущие 4 года составлял 3-4%.
Онлайн-канал продолжает развитие за счет органического роста, связанного с миграцией покупателей из физической розницы, хотя приток новых покупателей уже в меньшей степени стимулирует развитие рынка. По оценкам «РБК Исследования рынков», в 2022 году прирост числа интернет-покупателей составил лишь 2,8%, тогда как в 2021 году он был на уровне 8,3%, а в 2020 – достиг почти 20% на фоне пандемии. Безусловно, неисчерпанный потенциал остается за счет регионального развития онлайн-ретейлеров, где проникновение e-commerce пока ниже, чем в крупных городах.
Основным же драйвером рынка все сильнее становится интенсификация покупок уже существующей аудитории и формирование привычки к онлайн-шопингу. Знаительную роль в этом процессе играют удобство оплаты, простой и интуитивно понятный интерфейс онлайн-магазинов, развитие сервисной составляющей, ускорение доставки и другие меры ретейлеров, направленные на удержание пользователей и перевод их в лояльных клиентов. Кроме того, потребители идут в интернет-канал за такими преимуществами, как широкий ассортимент, а также возможность сравнить разные предложения и цены и совершить более выгодную покупку.
Для получения актуальной информации о российском рынке финтех-сервисов аналитическая группа «РБК Исследования рынков» подготовила рейтинг российских платежных сервисов, используемых бизнесом при приеме онлайн-оплаты товаров и услуг. В него вошли крупные и широко известные игроки российского рынка интернет-эквайринга: банки (банковская лицензия) и классические платежные сервисы (небанковская лицензия). Еще одним фактором создания данного рейтинга послужили последствия СВО и санкций, а именно уход ряда международных игроков из России.
Результаты рейтинга представлены в разрезе следующих сегментов:
1. банки и специализированные платежные сервисы в общем рейтинге;
2. специализированные платежные сервисы с небанковской лицензией в отдельном рейтинге;
3. банки в отдельном рейтинге.
При создании рейтинга мы учитывали наиболее важные критерии оценки деятельности платежных сервисов для бизнеса: востребованность среди российских предпринимателей, разнообразие предлагаемых клиентам методов оплаты, технологические особенности платежных систем для простоты внедрения и повышения конверсии на сайте, размер комиссий по разным способам оплаты, скорость подключения, качество клиентской поддержки. Всего при составлении рейтинга учитывались 6 критериев, которые подробно описаны нашем исследовании.
Результаты рейтинга
По сравнению с предыдущим рейтингом платежных сервисов, который вышел в мае 2021 года, был заметно расширен перечень участников как среди банков, так и среди специализированных игроков. Если в рамках первой волны в рейтинг вошли 11 сервисов, то вторая волна включила уже 27 участников, 10 из которых являются специализированными площадками (небанковская лицензия), а 17 – представлены банками.
Лидером общего рейтинга платежных сервисов в России стал «Сбер». Он получил наивысший суммарный балл – 72,3. Лидерство «Сбера» объясняется крайне высокой популярностью платежного сервиса данного банка в предпринимательской среде. Достаточно близкие к лидеру результаты продемонстрировали банк «Тинькофф» и платежный сервис «ЮKassa».
В исследовании мы также рассмотрели специализированные платежные сервисы с небанковской лицензией. Благодаря иной организации бизнес-процессов сервисы приема платежей могут многократно зарезервировать эквайринг с помощью подключения к нескольким банкам. Подобная схема позволяет маршрутизировать платежи по наиболее выгодной ставке, в результате чего в ряде случаев появляется возможность предложить мерчанту более выгодный тариф.
В рейтинге специализированных платежных сервисов с небанковской лицензией первое место уверенно занимает «ЮKassa». Платформа оказалась наиболее популярна у представителей российского бизнеса среди специализированных платёжных сервисов. Более того, «ЮKassa» получила высокие оценки по критериям «Поддержка клиентов» и «Технологичность». В целом, в рамках B2B2C-парадигмы платежные сервисы нацелены на нативность платежного опыта клиента и максимальную конверсию, что достигается за счет развития технологической стороны бизнеса. В том числе поэтому «ЮKassa» занимает первое место среди платежных сервисов.
Остальные специализированные игроки расположились не выше 8-го места в общем рейтинге. Последняя строчка досталась платежному сервису Your Payments, который оказался достаточно непопулярен в российской бизнес-среде, а также получил минимальные оценки по большинству критериев рейтинга.
Табл. 1. Итоговый рейтинг банков и платежных сервисов, баллы от 0 до 100
Источник: РБК Исследования рынков, дата актуализации – май 2023 года
Табл. 2. Итоговый рейтинг специализированных платежных сервисов (без учета банков), баллы от 0 до 100
Источник: РБК Исследования рынков, дата актуализации – май 2023 года
Табл. 3. Итоговый рейтинг банков (без учета специализированных сервисов), баллы от 0 до 100
Источник: РБК Исследования рынков, дата актуализации – май 2023 года