Почему подход родителей к выбору траекторий развития детей меняется и как это сказывается на рынке образования дошкольников, РБК+ рассказал заместитель генерального директора сети детских садов Sun School Алексей Сячин.
— Очередь вмуниципальные детские сады несокращается. Какова емкость рынка частных дошкольных образовательных учреждений?
— Пооценке Аналитического центра при правительствеРФ, доля частных детских садов составляет примерно 2% вобщем числе дошкольных образовательных организаций. Если отталкиваться отэтих показателей, торынок только настарте.
Частный сектор может занимать более 50% рынка дошкольного образования. Содной стороны, мывидим, что количество очередников вмуниципальные образовательные учреждения вэлектронной очереди растет. Сдругой, меняются требования родителей ксодержанию дошкольного образования, имнедостаточно стандартного детского сада. Современные родители ищут неместо вдетском саду, аболее широкий спектр возможностей для развития ребенка. Поэтому растет спрос начастное дошкольное образование.
Частные детские сады готовы предложить программы, обеспечивающие развитие навыков, которые нужны вXXI веке. Эту нишу частный бизнес заполнит навсе 100%.
— Потребительский спрос всфере образования традиционно был ориентирован наполучение бесплатных услуг. Сейчас психология родителей изменилась?
— Подход квыбору образования для детей меняется, иэто связано сосознанностью родителей. Все больше родителей понимают, что образование ребенка насамом старте— это одна изважнейших инвестиций. Внашей практике есть примеры, когда родители половину своего совокупного дохода тратят надетский сад иделают это осознанно, даже имея возможность посещать государственный детскийсад.
Иосознание важности именно дошкольного образования меняется очень динамично. Например, в2015 году даже состоятельные родители считали стандартный детский сад достаточным. Сегодня семьи рассуждают совершенно иначе: они понимают, что образовательные минимумы конца XXвека сегодня неактуальны.
— Кто ваша целевая аудитория?
— Внаши детские сады детей приводят разные родители: это имолодые семьи спервым ребенком, иуже опытные семьи стремя иболее детьми. Вбольшинстве своем, конечно, наши клиенты— представители среднего класса. Мне кажется, уэтой части населения при принятии решения впользу частного детского сада понимание, зачем имэто нужно, несколько выше.Но, повторюсь, есть ите, кто значительную часть семейного бюджета вкладывает вразвитие детей, так что аудитория делится скорее непо уровню жизни, апо уровню осознания необходимости инвестировать вдетей.
— Какие навыки нужно прививать вдошкольном возрасте, чтобы соответствовать потребностям XXI века, какова воспитательная концепция ваших детских садов?
— Наша концепция Abilities. Body. Communication (ABC) основана накомплексном развитии детей вбесстрессовой, гармоничной идружественной среде. Главное, чему мыхотим научить ребенка,— эффективной коммуникации, правильному взаимодействию ссоциумом.
Гибкость, умение правильно коммуницировать ивыстраивать отношения— именно эти навыки, нанаш взгляд, сегодня наиболее важны. Необходимо сдетства прививать ребенку, что вокруг него люди стакимже набором прав, сосвоими, вчем-то общими сним, интересами ичто умение сотрудничать позволит ему самому быть намного эффективнее. Снашей точки зрения, люди, умеющие выстраивать отношения, имеют больше шансов быть счастливыми иуспешными.
— Билингвальная среда вваших детских садах— это часть программы развития навыков коммуникации?
—Да, мыне преследуем цели обучить ребенка иностранному языку, мыне языковая школа. Нов наших детских садах создана билингвальная среда: часть времени сребятами занимаются носители английского языка. Это позволяет развить навык коммуникации испособствует интеллектуальному развитию. Билингвальная среда формирует вмозгу ребенка вдва раза больше нейронных связей, знание одного итогоже предмета вдвух языковых плоскостях позволяет эффективнее развивать интеллект. Кроме того, это подготовит ребенка кдальнейшей достаточно серьезной нагрузке вшколе.
— Сколько сегодня детских садов ввашей сети? Как развивалась компания?
— Компания представлена практически вовсех городах-миллионниках, есть наши детские сады ив небольших городах. Унас 90садов, изкоторых три принадлежат непосредственно нам как управляющей компании, четыре принадлежат инвесторам, нонаходятся под нашим управлением. Остальные работают пофраншизе.
Мыизначально создавались как управляющая компания, которая развивает бизнес партнеров пофраншизе. Бизнес стартовал вконце 2014 года спокупки умирающего стартапа сплохой репутацией, укоторого небыло ниодного собственного сада.
Заэто время мывыстроили систему поддержки партнеров, это фактически весь штат управляющей компании— 65узкопрофильных специалистов. Сегодня сотрудники этого подразделения сопровождают бизнес наших франчайзи врежиме 24/7. Нам удалось вывести бизнес настабильный рост поключевым показателям: уникальному трафику, количеству заявок, экскурсий (посещений родителями детских садов перед принятием решения) идоговоров.
В2016 году мыпришли кформату партнерской франшизы. Оннесколько отличается отклассической российской модели франчайзинга, когда франчайзи получает право наиспользование товарного знака инабор документации синструкциями, как вести дело.
Наша модель подразумевает, что обе стороны всецело заинтересованы вбизнесе. Иуправляющая компания, ипартнер смотрят накаждый конкретный детский сад как насовместный бизнес. Поддержка партнера начинается уже смомента подписания имдоговора. Все это время это наш детскийсад, мыего ведем повсем направлениям: реклама имаркетинг, финансовый ибухгалтерский консалтинг, кадровое делопроизводство, единый контакт-центр, обучение самого франчайзи иего сотрудников.
Сейчас мыпостепенно открываем исобственные детские сады. Ностараемся делать это максимально сбалансированно, чтобы продолжать поддерживать бизнес наших франчайзи.
— Какова стоимость франшизы сучетом такого полного сопровождения?
— Стоимость зависит отрегиона. ВМоскве она составляет3,6 млнруб. Объем инвестиций воткрытие детского сада составляет от10 млнруб. Ежемесячное роялти— 5% отоборота. Это модель, при которой управляющая компания напрямую заинтересована вуспехе партнера, иона, нанаш взгляд, самая справедливая.
Врегионах мыстараемся гибко работать сновыми для нас территориями, иаккуратно открывать детские садытам, где унас уже много партнеров. Есть регионы, где франшиза стоит всего 1млнруб. Среди лидеров почислу наших детских садов Москва, Санкт-Петербург, Казань,Уфа, Краснодар, Самара.
— Аналитики говорят, что среди частных дошкольных учреждений семейные развиваются более успешно. Кто ваши франчайзи, кому интересен этот бизнес?
— Одна часть наших франчайзи— начинающие предприниматели. Ибольшая ихчасть— наши клиенты, родители, которые сами пользуются услугами Sun School. Для новичков вбизнесе унас разработана программа «Наставник Sun School». При покупке франшиз заними закрепляется опытный партнер, который первые полгода смомента открытия детского сада патронирует бизнес.
Для опытных бизнесменов унас, всвою очередь, действует программа «Бонусы заопыт»: вне зависимости оттого, был ранее предприниматель успешен илинет, заналичие опыта вбизнесе мыдаем партнеру финансовые бонусы навходе.
Как правило, для людей спредпринимательским опытом открытие детского сада— способ диверсифицировать свой бизнес.
— Поотзывам франчайзеров, они часто сталкиваются снежеланием или непонимаем того, что бизнес пофраншизе требует личного управления. Выс этим сталкивались?
—Да, унас встране часто путают франчайзинг идоверительное управление. Это абсолютно разные модели. Нозапрос нато, чтобы инвестировать ипри этом неучаствовать вуправлении бизнесом, тоже есть.Мы, например, разработали специальную программу «Франшиза2.0», когда партнер выступает исключительно вроли инвестора. Прибыль делится израсчета 60% на40% впользу инвестора. Натаких условиях мызапустили пять проектов, четыре изних уже работают иеще один впроцессе запуска. На данный момент программа доступна вМоскве. Вдальнейшем мыпланируем реализовать ееи для региональных партнеров.