После ухода западных брендов российский рынок фэшн-ритейла перестраивается: локальные игроки наращивают обороты, но сталкиваются с нехваткой торговых площадей и ростом затрат на импортные материалы.
В течение 2024 года классический ритейл адаптировался к изменениям, вызванным уходом зарубежных брендов. В 2024 году доля вакантных площадей в ТЦ Москвы снизилась до уровня 2019 года и составила 8%. Освободившиеся позиции активно занимают локальные игроки, такие как «Gloria Jeans», «Melon Fashion Group», «Спортмастер», «Jamilco».
Одним из трендов стало замедление выхода новых брендов на российский фэшн-рынок. В 2024 году на рынок вышло 28 иностранных и 33 отечественных бренда. В 2025 году ожидается снижение до 22 зарубежных и 25 российских брендов. Среди причин выделяют рекордно низкий уровень вакансий в торговых центрах, который в 2024 году составил всего 6,4%, что связано с низкой девелоперской активностью.
В 2023 году производство одежды в России выросло до 529,2 млн. единиц, главным образом за счет чулочно-носочных изделий (+36% к 2019 г.) и взрослой одежды (+23%). Количество производителей одежды в период с 1 января 2021 по 1 января 2025 года увеличилось на 18,03%. Самое популярное направление — производство прочей одежды и аксессуаров. Популярность этого вида деятельности обусловлена изготовлением мелких товаров, которые можно в больших объемах реализовать на маркетплейсах.
В 2023—2024 годах наблюдался рост выручки в крупнейших сегментах рынка одежды в России. В 2025 году ожидаемый объем продаж на рынке одежды — 32,2 млрд. долл. Наблюдается тренд на увеличение розничных онлайн-продаж. Так, в 2021 году на долю интернет-продаж приходилось 13,6% выручки всех ритейлеров одежды, а в 2024 году этот показатель достиг 17,2%.
По состоянию на конец прошлого года, начиная с февраля 2022 года российский рынок покинуло около 115 fashion-ритейлеров, включая «Inditex», «Uniqlo» и «H&M», обеспечивавших 17% продаж одежды в РФ. На замену брендам испанского ритейлера «Inditex» пришли «Fashion and More Management» из ОАЭ (DUB, ECRU, MAAG, Vilet), которые заняли 74% освободившихся торговых площадей в Москве и Санкт-Петербурге. Серьезной проблемой для российских компаний стала зависимость от импортных материалов. Большинство игроков закупают для производства зарубежные ткани, нитки и фурнитуры. Однако доставка сырья из-за границы ежегодно становится все более сложной и дорогой из-за западных санкций, роста цен и колебаний валютных курсов.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Рынок ритейла в России: одежда и аксессуары. Апрель, 2025», где, помимо ключевых факторов и тенденций, представлен детальный анализ ритейлеров в сегменте одежды и аксессуаров.