Восстановление экономики и отложенный спрос на коммерческие автомобили будут в 2018 году толкать их продажи вверх. Ослабить спрос могут сокращение господдержки и повышение утилизационных сборов.
Российский рынок коммерческого транспорта в2017 году продемонстрировал взрывной рост, значительно опередивший динамику продаж легковых автомобилей. ПоданнымPwC, сегмент новых LCV (легких коммерческих автомобилей до3,5 т) вырос на17%, достигнув показателя 108тыс. единиц. Хотя нарынке по-прежнему доминируют российские марки (на долю «ГАЗ», «УАЗ» иLada приходится 72%), наибольший прирост продаж показали зарубежные производители: Ford (+75%), Citroen (+71%), Peugeot (+53%). Сегмент среднетоннажных (3,5–16 т) икрупнотоннажных (свыше 16т) грузовых автомобилей вырос нарекордные 50против 5% годом ранее, объем продаж составил 80тыс. штук. Здесь тоже наблюдалось падение доли продукции отечественного автопрома: российские грузовые бренды потеряли 10% рынка, иностранные нарастили свое присутствие на13%. Продажи новых автобусов выросли на13%, до11,7тыс. штук, причем вэтом сегменте российские производители крепко держат свои позиции: наих долю приходится 88% рынка, алидер ПАЗ контролирует 65%.
Помнению аналитиков, одним изглавных факторов роста стал отложенный спрос. Впоследние несколько лет назревшая модернизация коммерческого автопарка сдерживалась кризисными явлениями вэкономике. Рост нефтяных цен иукрепление рубля двинули рынок снизкой базы вверх. Свою роль сыграла иконсолидация рынка грузоперевозок: доля частных лиц вструктуре владения легкими коммерческими автомобилями затри кризисных года снизилась с51 до36% в2017 году, апришедшие имна смену крупные игроки имеют больше возможностей обновлять свой парк. Помнениюже главы марки «Volkswagen Коммерческие автомобили» Михаила Семенихина, главную роль сыграли меры господдержки, включая программы льготного лизинга,— унекоторых автопроизводителей наних пришлось до30% продаж.
Противоречивые прогнозы
Теперь ситуацию нарынке будут определять разнонаправленные тенденции— оценки аналитиков отличаются осторожностью, аАссоциация европейского бизнеса (АЕБ) ивовсе отказалась оттрадиционного ежегодного прогноза.
Общеэкономический фон остается благоприятным: стабилизация макроэкономических показателей, повышение активности малого исреднего бизнеса, рост цен нанефть до$62,5 забаррель (консенсус-прогноз Bloomberg) иоживление отраслей, связанных сгрузоперевозками,— строительства, торговли ипромышленности. Росту объема перевозок будет способствовать иреализация госпрограммы «Развитие транспортной системы», утвержденной вконце прошлого года, полагают вPwC. Снижение ставок сделает доступнее автокредитование; подтолкнуть спрос может ипроведение чемпионата мира пофутболу.
Фактор отложенного спроса останется значимым ив 2018 году, нобудет довольно «гладким», говорит управляющий директор брендов Peugeot, Citroen иDS вРоссии Александр Мигаль. «В принятии решения озамещении старого автопарка новыми автомобилями существенную роль будут играть экономические соображения испособность бизнесов нести кредитную нагрузку. Развитие лизинговых программ также будет способствовать росту рынка»,— полагаетон.
Онеобходимости скорейшего обновления парка заявил вначале марта президент Владимир Путин: онпоручил правительству совместно спредставителями бизнеса подготовить соответствующие предложения. «Вместе собновлением дорожной сети нам необходимо делать более современным иэкологичным транспортный парк. При этом важно несоздать чрезмерную, необоснованную нагрузку нанаши компании. Предложить такую систему стимулов, которая сделает обновление парка транспортных средств максимально эффективным»,— отметил глава государства.
Однако какиебы программы поддержки нипредложило правительство, едвали они будут запущены внынешнем году. Адействующие программы, напротив, будут сокращены вдвое: наподдержку автопрома в2018 году планируется выделить всего34,4 млрд против68,7 млрдруб. годом ранее, при этом финансирование программы льготного автокредитования ильготного лизинга, включая адресные, составит 16млрдруб. против27,5 млрдруб. в2016 году. Врезультате, попрогнозу автолизинговой компании «Европлан», доля продаж коммерческого транспорта влизинг попрограммам субсидирования составит чуть более 10% против почти 30% в2017 году.
Сокращение поддержки, безусловно, нерадует российские автоконцерны, которые в2017 году впервые с2013 года смогли выйти наприбыль. Еще впрошлом году представители группы ГАЗ высказывали недовольство введением сегментарных программ льготного лизинга вместо более массовых программ утилизации итрейд-ин: поих мнению, они плохо подходят для сегмента коммерческого транспорта. Иностранные производители, напротив, удовлетворены постепенным устранением неконкурентных преимуществ. Помнению Михаила Семенихина, уменьшение госфинансирования приведет кпадению спроса набюджетные автомобили локальной сборки, которые исоставляют две трети рынка. «Я приветствую сокращение программ господдержки, поскольку это заставит участников рынка вбольшей степени использовать именно рыночные механизмы, ане поддержку изгосбюджета»,— говоритон.
Впрочем, оборотной стороной медали для иностранных производителей станет повышение утилизационного сбора наавтомобили, которое должно произойти доконца марта. Сейчас базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20тыс.руб., для грузовиков иавтобусов— 150тыс.руб., взависимости отхарактеристик автомобиля применяются различные коэффициенты. Хотя эта мера, позаявлениям властей, направлена назащиту окружающей среды, участники рынка расценивают еекак ограничение импорта— для отечественных производителей сбор компенсирует государство. ВМинпромторге заявляют, что всреднем сбор вырастет на15%, адля некоторых категорий транспортных средств неизменится. Тем неменее уже известно, что сегмент импортных LCV пострадает сильнее других, что неизбежно приведет кповышениюцен. «Конкурентоспособность импортируемых автомобилей нарынке снизится, произойдет перераспределение впользу локально произведенных продуктов»,— прогнозирует Александр Мигаль.
Умеренный оптимизм
Ивсеже аналитики иучастники рынка настроены нарост— хотя иожидают замедления его темпов. «В 2018 году российский рынок коммерческого транспорта покажет умеренный рост впределах 5–10%. Тенденции таковы, что основными драйверами роста будут, во-первых, драйвер нерыночный— государственные субсидии идотации для автомобилей, производимых вРоссии, аво-вторых, рыночный, аименно— спрос наавтомобили снизкой общей стоимостью владения»,— полагает Михаил Семенихин. Помнению Александра Мигаля, следует ожидать роста рынка на7–8%. «Спрос налегкий коммерческий транспорт будет расти соживлением сектора малого исреднего бизнеса. Рост ВВП на2% иснижение ставок покредитам дает основания для оживления этого сектора экономики»,— отмечаетон. ВPwC прогнозируют рост всегменте LCV на12% (121тыс. штук), грузовых автомобилей— на10% (88тыс. штук), автобусов— на16% (13,6тыс. штук) — дополнительный спрос вэтом сегменте подтолкнет вступление всилу с1 июля постановления правительстваРФ, устанавливающего требования кгоду выпуска автобусов, перевозящих детей. Согласно базовому прогнозу Russian Automotive Market Research, продажи грузовых автомобилей вырастут на11,4%, до88,3тыс. единиц, аисполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов ожидает роста вэтом сегменте на20%.
Первые месяцы года оптимизм более чем оправдывают: поданным «Автостата», вфеврале было продано 6тыс. грузовиков, что на39,5% больше, чем вфеврале 2017-го, задва месяца рост год кгоду составил37,9%. Продажи LCV вфеврале выросли на9,3% вгодовом выражении, до7,8тыс. авто, задва месяца сегмент прибавил10,6%.
Что встаром парке?
Парк LCV насчитывает4,1 млн штук (8% всего автопарка страны). Средний возраст автомобиля—14,1 года, а45% парка старше 15лет. Доля иномарок— самая высокая вовсем коммерческом сегменте— 37%, однако лишь 22% парка соответствует стандартам Евро-4 ивыше, надизеле работают 30% автомобилей. 25% всех LCV находится набалансе юридическихлиц.
Средне- икрупнотоннажные грузовики составляют вРоссии более 7% автопарка (3,7 млн штук). Две трети изних старше 15лет, асредний возраст автомобиля приближается к20 годам. 70% парка приходится намашины отечественного производства, причем некоторые выпущены еще всоветский период, стандартам Евро-4 ивыше соответствует лишь одна изсеми машин, 66% оборудованы дизельным двигателем. 53% парка принадлежит юрлицам.
Автобусный автопарк составляет около 400тыс. штук (1% всей автотехники). 46% машин старше 15лет, ихсредний возраст—15,5 года. Доля иностранных производителей— 27%, современным экостандартам соответствует 15% машин, 46% работает надизеле. Большая часть автобусов (72%) находится вовладении юрлиц.