2016 год оказался более сложным, чем предыдущий, даже для федеральных и международных DIY-ритейлеров. Согласно данным обзора РБК «Розничные сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2016», объем продаж DIY-товаров по итогам текущего года сократился на 7,6% и составил 1418 млрд руб. Сложности во многом обусловлены кризисом на рынке ипотечного кредитования. По данным Банка России, в 2015 году населению было выдано 710,6 тыс. жилищных кредитов, вместо 1059,4 тыс. в предыдущем году. Таким образом, рынок жилищного кредитования сократился на треть (32,9%), исчерпав свой потенциал в качестве драйвера рынка на 2016-2017 гг.
Ситуация является сложной, но отнюдь не патовой. Наряду с госпрограммой, направленной на снижение процентных ставок по ипотечным кредитам за счет субсидирования кредитных организаций, определенные меры по оживлению спроса предпринимаются и застройщиками. В частности, одной из них является уменьшение средней площади построенных квартир в России. Данный показатель непрерывно сокращается уже на протяжении 7 лет. Сегодня он на уровне 71,4 кв. м, в то время как в 2009 году средняя площадь построенной квартиры составляла 85,3 кв. м.
На сегодняшний день обсуждаются меры субсидирования и государственной поддержки застройщиков, что может позитивно отразиться на показателях ввода жилья. В частности, в 2017 году в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» между регионами будут распределены федеральные средства в объеме 20 млрд рублей. Основная цель анонсированного проекта — улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья и стимулирования спроса. Целевыми показателями на 2018 год являются ввод жилья в объеме 88 млн кв. м, а также объем выданных ИЖК в размере 1,9 трлн руб. При условии достижения поставленных целевых показателей, рынок строительных, отделочных материалов и товаров для дома (с учетом существующего временного лага между вводом жилья и капитальным ремонтом) восстановится уже к 2019 году.