21, Февраль 2018

С товаром на выход

Что мешает российскому малому бизнесу завоевывать зарубежные рынки?

На 30тыс. малых предприятий, занятых сегодня вэкспорте продукции иуслуг, приходится $0,5 млрд экспортной выручки вгод, рассказывает доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Солнцев. Учитывая, что встране 5млн зарегистрированных предприятий, «это капля вморе, аполмиллиарда долларов— всего лишь0,2% отобъема российского экспорта, величина бесконечно малая, особенно всравнении саналогичными показателями развитых идаже развивающихся стран», говорит эксперт.

Участие российских компаний малого исреднего бизнеса внесырьевом экспорте непревышает 9%— приводит данные Росстата иФТС заведующий кафедрой предпринимательства илогистики РЭУим.Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Однако, поего словам, намомент принятия Программы развития малых исредних предприятий (МСП) до2030 года эта цифра непревышала 5–6%. Причины такого положения дел «связаны ис общей низкой долей МСП вэкономике нафоне доминирования крупных госструктур, исо специфическими сложностями малого бизнеса вэкспортной сфере: унего меньше возможностей для масштабного изучения внешних рынков сбыта ипоиска надежных партнеров, маркетингового продвижения товаров, доступа кфинансированию», говорит ведущий аналитик ГКTeleTrade Марк Гойхман.

«Выход намировые рынки возможен только спродукцией высокого качества, сертифицированной помеждународным стандартам. Российская несырьевая продукция всегда струдом преодолевает тяжелые административные барьеры при входе нанасыщенные всевозможными товарами европейские, американские идаже развивающиеся азиатские рынки»,— говорит Виктор Солнцев. Поего словам, доверие кроссийским производителям практически нануле, ауровень качества поставок нестабилен. «Есть идругая крайность— российские высокотехнологические приборы, системы диагностики иуправления, материалы итехнологии иногда опережают мировой уровень. Сертификация таких образцов маловероятна, так как каждая страна лоббирует интересы прежде всего своих компаний»,— добавляет Виктор Солнцев.

Стимулы ипреференции

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин считает, что вподдержке инициатив МСП поэкспорту продукции иуслуг очень важна помощь государства. Прежде всего это «финансовые преференции иналоговые стимулы», говоритон. Пословам президентаТПП, 2февраля 2018 года Минэкономразвития определило список банков— участников программы льготного кредитования МСП под6,5%. Получить льготный кредит предприниматели могут в15 банках, которым будут предоставлены субсидии изфедерального бюджета навозмещение недополученных доходов покредитам, выданным субъектам МСП польготной ставке нареализацию проектов вприоритетных отраслях. Сроки льготного кредитования составляют десять лет наинвестиционные цели итри года— наоборотные. Кредиты будут выдаваться напроекты всельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте исвязи, туристской деятельности, здравоохранении иутилизации отходов, атакже всфере общественного питания ибытовых услуг идругих отраслях. «К томуже льготные кредиты исниженные ставки налогообложения создают привлекательный инвестиционный климат испособствуют притоку частного капитала. Например, вконце 1950-х годов вЯпонии был принят закон обэлектронной промышленности, который подразумевал специальные кредиты иналоговые льготы для фирм, которые развивали ииспользовали современные технологии производства. Благодаря этому закону Япония кначалу 1980-х годов вышла влидеры вобласти микроэлектроники»,— рассказывает Сергей Катырин. Примерно тоже самое происходило ив Китае— всвое время правительство этой страны уменьшило ставку НДС с17 до3% для местных разработчиков ипроизводителей полупроводниковых компонентов, ав 2005 году полностью отменило для нихНДС.

Глава ТПП убежден внеобходимости нового комплекса мер поповышению доступности финансов для среднего производственного бизнеса. «Надо, чтобы деньги шли наконкретные инвестиционные проекты свысокой добавленной стоимостью. Одним изинструментов, которые могут существенно повысить инвестиционную привлекательность производственной сферы экономики, сталобы снижение ставки налогообложения тех доходов компаний, которые получены врезультате реализации запатентованной продукции»,— говорит Сергей Катырин. Вчастности, такую практику, поего словам, уже ввели вразных формах ряд стран ЕСи Китай.

Страхи ибарьеры

Регистрация компании вне российской юрисдикции, говорит Виктор Солнцев, позволяет эффективнее капитализировать бизнес, упростить логистические процессы, получить доступ нарынки ибольше шансов надоверие потребителя. «Чтобы поднять долю МСП именно вотечественном несырьевом экспорте, очем так часто стали говорить вроссийском правительстве, нужно пересмотреть приоритеты иструктуру развития всей экономики, ориентированной сегодня только насырьевой экспорт госкорпораций игоскомпаний»,— убежден эксперт.

Экспортные возможности российского малого бизнеса ограничены ужетем, что онпреимущественно основан наторговле иуслугах населению, апромышленное производство непревышает 8–10% вобщем объеме, считает Дмитрий Завьялов. Ктомуже, как показали опросы, большинство руководителей МСП считают экспорт уделом крупных корпораций, асами экспортные процедуры настолько сложными,что, поих мнению, осилить ихмалому бизнесу невозможно. Помнению Дмитрия Завьялова, финансовые риски изаморозка денежных средств, трудоемкость идлительность процедуры возврата экспортного НДС— все это отпугивает малый бизнес. «Государство старается помочь срешением перечисленных проблем, наэтом направлении активно работаютТПП, Российский экспортный центр, центры поддержкиМСП. Наряду синформационно-консультационной поддержкой существуют программы льготного кредитования экспортеров»,— отмечает Дмитрий Завьялов. Однако, поего словам, сточки зрения масштабов государственной поддержки экспорта Россия далека отКитая иСША, где Экспортно-импортный банк засчет кредитования покупателей американских товаров издругих стран простимулировал экспорт товаров изСША насумму почти $500 млрд.

Эксперты считают, что шансы завоевать зарубежного потребителя есть уроссийских сельхозпроизводителей, представителей туристического бизнеса, легкой промышленности, большой потенциал они видят вэкспорте продукции предприятий наукоемких ивысокотехнологичных отраслей.

Виктор Солнцев вкачестве успешного примера называет НПО «Белмаг» (Магнитогорск), которое спомощью технологий упрочнения металлов, разработанных учеными Магнитогорского технического университета, производит шаровые опоры идругие комплектующие для всемирно известных автомобильных брендов. Пооценкам Сергея Катырина, куспешным предприятиям относится подмосковная компания «Текстиль— М», которой ТПП помогает споисками финансирования ивыходом назарубежные рынки. Компания уже заняла лидирующие позиции вразработке ипроизводстве огнезащитной спецодежды для предприятий нефтегазовой отрасли, выиграла тендер напоставку своей продукции вСербию иначала строить там производственную базу срасчетом выйти наевропейские рынки.

Дмитрий Завьялов среди компаний, которые добились успеха намеждународном рынке, называет производителя туннельных микроскопов НТ-МДТ, балетную обувь Grishko, производителя компьютерных игр Alawar, «хотя эти компании давно переросли понятие малого бизнеса».

Источник