Однако мы не хотим фокусироваться только на этом канале, так как пандемия показала, что диверсификация источников продаж – это наиболее надежный способ обезопасить бизнес в кризис, рассказывает генеральный директор сети пиццерий Domino’s в России
― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?
― 2020-й был непростым годом как для всего рынка питания вне дома, так и для нашей сети пиццерий, рынок пережил падение и практически полное закрытие залов ресторанов. Однако сильный канал доставки и собственный штат курьеров помог нам минимизировать потери и переждать период неопределённости и самые сильные меры по ограничению работы ресторанов.
В период локдауна мы сосредоточились на безопасности наших сотрудников и потребителей, сделали доступными опции бесконтактного заказа на доставку и навынос, удаленный заказ через приложение. Также мы говорили о безопасности в маркетинговой коммуникации, так как вся наша продукция проходит тепловую обработку в печах при температуре 220°C.
Спустя год работы офиса в удаленном режиме мы стали постепенно переводить сотрудников в формат очного посещения офиса при условии полной вакцинации. Мы видим друг друга вживую, и это хорошо сказывается на эмоциональном состоянии команды и ее эффективности.
― Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?
― Первая половина 2021 года прошла лучше, чем мы могли ожидать, но хуже, чем хотелось бы – мы полностью восстановили и превысили объемы продаж в доставке, но уровень продаж через залы еще не достиг уровня 2019 года. Ограничения в июле также не помогли росту: продажи навынос активно росли во 2-м квартале 2021 года, однако июльские ограничения вернули нас к показателям локдауна 2020 года.
― Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?
― Главный тренд в пандемийный год и последующий период – это снижение траффика в ресторанах. Люди стали посещать рестораны реже, не так много гостей стало забегать за кофе или перекусывать на ходу. Мы видим это как в падении количества заказов, так и в росте среднего чека.
В то же время каждый поход в ресторан или заказ доставки стал больше цениться, теперь гости ожидают максимально удобного опыта от заказа через digital-каналы (сайт, приложение), еще более быстрой доставки и великолепного сервиса.
Рынок Москвы и России в целом переживает бум сервисов доставки, от дорогих ресторанов до покупок в продуктовых магазинах – это создает еще более жесткие условия конкуренции и держит в нас в тонусе, ведь отстать от агрегаторов и технологических стратапов в сфере доставки еды – сейчас непозволительная роскошь.
― Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты?
― Мы всегда были сосредоточены на развитии digital-каналов продаж, для нас это около 80% продаж, но 2020 год подтолкнул нас к тому, чтобы начать работать с агрегаторами и дальше расширять свое присутствие в digital. В том числе мы пересмотрели свои инвестиции в маркетинг в digital-сфере и расширили набор инструментов для привлечения продаж.
― Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?
― Сейчас продажи доставки занимают большую часть нашего оборота. Однако мы не хотим фокусироваться только на этом канале, так как пандемия показала, что диверсификация источников продаж – это наиболее надежный способ обезопасить бизнес в кризис. Мы будем и дальше работать с собственными курьерами, но рассматриваем возможность привлекать специальные сервисы или курьеров агрегаторов в формате тестирования.
― Очевидно, пандемия препятствует расширению сетевого бизнеса, в том числе и за счёт снижения интереса потенциальных франчайзи. Как вы привлекаете новых партнёров? Какую поддержку оказываете франчайзи в столь сложных условиях? Насколько успешно они работали в условиях пандемии?
― Ориентированность бизнеса на доставку во многом помогла выстоять как нам, так и нашим партнерами. В кризис мы оказывали партнерам как финансовую, так и операционную поддержку, предоставляли отсрочки по платежам. Однако не всем удалось поддерживать бизнес, и мы выкупили ряд ресторанов у наших франчайзи.
― Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?
― Мы ставим себе еще более амбициозные цели по открытиям, чем до пандемии. Мы ведем переговоры с потенциальными партнерами, которые будут готовы выходить в крупные города и хабы и имеют опыт в работе с сетевым бизнесом и хотят расширить свое портфолио в ресторанном бизнесе.
― На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?
― В 2021-22гг. мы планируем рост продаж двузначными значениями и увеличение прибыльности бизнеса и бизнес-модели наших партнеров за счет новых открытий и усиления маркетинговых инвестиций, развития digital-каналов продаж.
― Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?
― Все зависит от того, как будет развиваться ситуация с заболеваемостью во второй половине года: каждый период ограничений тормозит бизнес в росте продаж, это главный фактор, который влияет на посещаемость ресторанов.