В 2025 году кровельные сегменты посоревнуются друг с другом по глубине падения, в среднем оно составит 14-15%, и это еще самые осторожные прогнозы
Похоже, что для российского рынка кровельных материалов опять настают тяжелые времена. В новом исследовании ABARUS Market Research предсказывается, что падение в 2025 году может иметь более сильную амплитуду по сравнению с предыдущими проблемными периодами. А их за последние двадцать лет было хоть отбавляй. Вспомним, когда и по каким причинам падал кровельный рынок:
• 2008-2009 гг. – короткий и острый кризис, вызванный финансовыми проблемами международного характера. Снижение рынка было сильным – более 20%, а последствия растянулись на несколько лет. Можно сказать, что в количественном плане рынок так и не сумел восстановиться (оценивался в 870 млн кв. м, а сейчас – менее 550 млн), хотя крупнейшие игроки смогли извлечь из ситуации некоторые преимущества.
• 2014-2020 гг. – затяжная рецессия, связанная с политическими причинами, наложившимися на общий структурный кризис. Тяжелый период перестановки сил, больших и малых потерь, усиления процессов консолидации в большинстве сегментов.
• 2022 г. – резкий и болезненный, но кратковременный спад (минус 9%), ущерб от которого был с лихвой компенсирован в следующие два года.
Не успев оправиться и набраться сил от падения 2022 г., рынок вновь погружается в депрессию. Всего два благополучных года – а теперь снова резкий вираж вниз. Некоторым производителям придется даже тяжелее, чем в 2022 году, потому что тогда на фоне неопределенности хотя бы активно росло жилищное строительство, а сейчас, после сокращения льготных ипотечных программ с одновременным повышением кредитных ставок, строительная отрасль находится в стагнации. В результате рынок может потерять в количественном объеме практически столько же, сколько за весь семилетний период с 2014 по 2020 годы.
Но прошлые проблемы, как ни странно, могут сыграть положительную роль, поскольку рынок уже прошел большую часть пути по импортозамещению. Самая высокая доля импорта – 6% – сейчас наблюдается только в сегменте полимерных мембран, у остальных она гораздо ниже, вплоть до нулевых значений. Теперь отечественному производству следует адаптироваться не столько к сырьевым и потребительским факторам, сколько к технологическим. Говоря простыми словами – теперь для рынка главное не деньги и даже не спрос на продукт, а оборудование, с помощью которого этот продукт будет производиться, и доступные запчасти для текущего ремонта.
В 2026 году должно наступить небольшое улучшение, но рынок, скорее всего, будет еще немного штормить. Следующий благоприятный период продлится недолго, примерно два года (2027-2028 гг.), и нужно уже привыкать к тому, что рынок развивается такими неровными скачками. Уязвимость рынка кровельных материалов заключается в своеобразной цикличности: государство сначала поддерживает строительную отрасль, вливая финансы и субсидируя ипотечные ставки, а после перегрева рынка недвижимости начинает «охлаждать» экономику, повышать ставки и ужесточать денежную политику, пока не начинается очередной спад, требующий новых вливаний и государственной поддержки. И эта цикличность, усугубляемая хроническим дефицитом рабочих рук, становится обычным явлением.
С новыми вызовами успешно справятся те, кто получил достаточный запас прочности в предыдущие турбулентные периоды, сумел выстоять и диверсифицироваться. Диверсификация (не только ценовая, но и продуктовая) позволяет быть более устойчивым и получать пространство для маневров. Нужно максимально использовать преимущества благоприятных периодов, накапливая ресурсы для трудных времен, и помнить, что периоды благополучия теперь очень короткие.
