Продажи коммерческого транспорта в России восстанавливаются. Росту рынка способствуют лизинг и продление госсубсидирования на приобретение техники отечественной сборки.
Остабилизации спроса нарынке коммерческого транспорта автопроизводители заговорили еще впрошлом году. Поданным агентства «Автостат», загод объем рынка достиг156,5тыс. единиц, что на2,6% больше, чем в2015 году. Ауже вянваре 2017-го продажи пошли врост, причем прибавка всегменте крупнотоннажной техники достигла25,5%.
Около 60% всего объема продаж техники сейчас приходится насегмент легкого коммерческого транспорта, крупнотоннажные грузовики занимают 23% рынка, среднетоннажные— 11%, автобусы— 6%. Лидером рынка грузовиков по-прежнему остается российская марка «КамАЗ» сдолей свыше 40%. Навтором месте располагается другой отечественный производитель—ГАЗ, азамыкает тройку лидеров белорусскийМАЗ. Всегменте легкого коммерческого транспорта лидируетГАЗ, спрос напродукцию которого быстро растет.
Тенденция кукреплению рынка наметилась еще всередине прошлого года, подтверждает генеральный директор ООО«Скания-Русь» Ханс Тарделль. «С середины 2016 года российский рынок преодолел нижний порог кризиса иначал уверенное восстановление, аперевозчики серьезно задумались обобновлении своего автопарка иувеличении количества техники»,— уточнил собеседник.
Общий прирост всегменте тяжелых грузовиков, поданным специалиста, был достигнут засчет продукции европейских брендов. Наконец, вновь возник спрос натехнику для магистральных перевозок, отметил представитель Scania, что свидетельствует оросте экономической активности. Тем неменее лучшую динамику показывает все-таки техника российского производства, рассказал начальник отдела логистических операций DPD вРоссии Дмитрий Воеводин.
«Из-за привязки кдоллару или евро использование иностранного транспорта стало нерентабельным, иперевозчики чаще обращают внимание нароссийские модели»,— объяснил эксперт, добавив, что доверие котечественной технике растет еще ипотому, что еекачество ипотребительские свойства становятся лучше. Кроме того, невысока стоимость владения российскими моделями.
Овероятности роста цен натехнику внынешнем году игроки рынка говорят состорожностью. Компании— импортеры работают срублевыми ценами, нопо-прежнему сильно зависят откурсов валют, уточнил Ханс Тарделль, неисключая возвращения кполитике фиксированныхцен. «После укрепления рубля впоследнее время мыпланируем урегулировать цены взависимости отожиданий наших партнеров, как это было иранее»,— рассказал оперспективах представитель Scania.
Главный исполнительный директор лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов уверен, что цены падать небудут даже вусловиях укрепления рубля. Однако рынку хорошо помогает программа субсидирования автомобилей российского производства, которая помогла увеличить спрос намарки локальной сборки. Врезультате втоп продаж помимо исконно российских марок вошли Mercedes-Benz, Isuzu иFord, которые имеют вРоссии собственные сборочные предприятия.
Госпрограмма субсидирования лизинга в2016 году уже существенно помогла рынку. «За год «Европлан» профинансировал приобретение 3396 автомобилей насумму6,091 млрдруб. Засчет субсидий клиенты сэкономили 595 млнруб.»,— привел цифры Александр Михайлов. Авот иностранные марки, которые непопали впрограмму субсидирования, резкого повышения спроса неощутили.
Благодаря продлению программ господдержки в2017 году спрос накоммерческую технику будет только расти, уверен Александр Михайлов. «Следует отметить, что врегионах растет процент совершаемых сделок. Мывидим плавное увеличение доли бизнеса запределами столицы»,— отметил эксперт.
Кроме того, вправительстве обсуждается запуск аналогичной программы надорожно-строительную технику, спрос накоторую впрошлом году также вырос. «Если сравнивать количество отгруженной строительной техники вовремя кризиса исейчас, тов 2016 году было зафиксировано больше новых регистраций моделей для строительных работ»,— рассказал Ханс Тарделль.
При этом покупка техники засчет собственных средств икредитных схем все быстрее уступает место лизингу. Например, российское представительство Scania в2016 году реализовало более 80% своей техники вРоссии подоговорам лизинга. «Дочерняя компания ООО«Скания Лизинг» зафиксировала самую высокую долю финансирования техники смомента основания компании— более 50%. Мыотмечаем высочайшие объемы финансирования нетолько новой, нои подержанной техники завсю историю компании»,— обратил внимание генеральный директор ООО«Скания-Русь».
Принципиально новых сегментов для производителей традиционной коммерческой техники вРоссии непоявилось, норост интереса кэкологически чистым технологиям открывает потенциально интересный рынок электротранспорта— сегмент, который может предложить, например, государственные заказы.Так, впрошлом году встолице испытывали электробус марки «КамАЗ», ав январе аналогичную машину представил ЛиАЗ. При этом 13электрических «КамАЗов» производства компании Drive Electro уже сейчас серийно эксплуатируются вТуле, еще пять машин поставлены вбелорусский Гродно.
«Наши электробусы используются вновых районах, где пока нет контактной троллейбусной сети»,— объяснил РБК+ генеральный директор компании Drive Electro Сергей Иванов. Онуточнил, что машины имеют запас хода до70км, могут использовать инфраструктуру троллейбусных парков, ана зарядку имнужно всего шесть минут.
Пословам Иванова, электробус хотя идороже автобуса, ноон окупается через шесть-семь лет засчет экономии натопливе. ВDrive Electro надеются нетолько нарынок пассажирских перевозок. Компания тестирует тягачи сгибридным приводом, ав течение года обещает испытать гибридный мусоровоз. Революцию вмировом масштабе эти машины несделают, ноимеют все шансы открыть новый сегмент вРоссии.