Какую продукцию из рыбы и даров моря сегодня уместно относить к категории качественной, РБК+ рассказал генеральный директор компании «Дикий улов» Сергей Искорнев.
— Кто сегодня наДальнем Востоке добывает дикую рыбу иморепродукты?
— Если говорить олегальном бизнесе, тов числе основных промысловиков— российские компании, иностранцевнет. Уходящий год оказался небогат насуммарный вылов: доминус 40% отпоказателей прошлыхлет. При этом многие скаждым годом лучше илучше учатся правильно добывать рыбу, поэтому число желающих год отгода растет даже нафоне падения уловов.
Мыс 2003 года участвуем впромысле кеты, горбуши, корюшки вХабаровском крае нареке Амур, атакже всеверной части Сахалина— остров Чкалова изалив Счастья. Тамже обычно базируются исуда-фабрики первичной переработки рыбы иморепродуктов.
— Браконьеры— все еще серьезные игроки этого рынка?
— Ксожалению, этотак. Поэтому мывынуждены своими силами резервировать фонды исоздавать бригады поохране участков реки, куда всезон нереста заходит рыба. Например, кета обычно возвращается вте места, где родилась, вслучае сгорбушей это 50на50. Ноне контролируя эти процессы, незащищая, мыутратим полностью контроль затем, чтобы рыба воспроизводилась ивозвращалась вместа привычного обитания.
Есть определенная часть добытчиков, которых мало интересует будущее, сохранение экологического баланса. Зайдите вInstagram или на«Авито»— получите даже вМоскве массу предложений купить красную или черную икру непонятного происхождения влюбой расфасовке. Продавцы такой продукции врядли платят НДС идругие налоги, имне надо тратиться нааренду легальных торговых точек, накассовые аппараты, заботиться осохранности своего товара, его качестве. Неудивительно, что стоимость уних зачастую ниже нашей.
Личная оценка теневой части этого сегмента бизнеса— дотрети всех рыночных объемов.
— Вчем экономический смысл переработки рыбы иморепродуктов на месте лова?
— Вмаксимальной загрузке собственных перерабатывающих мощностей ипроизводственных цехов. Зачем через всю страну везти теже кости, когда можно сразу нафабрике изнатурального продукта получить филе горбуши, кеты, медальоны, кубики, тотже рыбный фарш, лепить пельмени, извлечь иразложить покоробочкам рыбные молоки. Все это— продукты для розничного магазина, готовый ассортимент, который итранспортировать набольшие расстояния легче.
Падение объемов вылова заставляет нас активнее развивать собственную торговую сеть, что позволит компании оставаться натомже уровне доходов, что иранее. Без своей готовой продукции такая сеть немыслима.
— Насколько остро стоит проблема качества продукции, которой вызанимаетесь?
— Один изключевых показателей— продукция без консервантов. Пять лет назад мыначали поставлять встолицу икру под брендом «Дикий улов». Она разделывается наместе промысла, народниковой воде, сиспользованием шоковой заморозки, смалым содержанием соли ибез консервантов. Кслову, стандарт потребления икры без соли иконсервантов пришел кнам изЯпонии.
Тогдаже начали завозить встолицу нарезку слабосоленой кеты. Столичный рынок втот момент, без преувеличения, был диким. Потребитель здесь непонимал, что такое замороженная икра, что она может быть вкусной иполезной, нопри этом храниться месяцами. Немало сил потратили наразъяснения. Участвовали вовсех специализированных выставках Москвы иСанкт-Петербурга— World Food, «Продэкспо», возили продукцию наБрюссельскую выставку, вКитай иКорею.
Усилия непрошли даром. Сейчас уже многие вкурсе, что нашу икру можно купить всентябре иположить доНового года вморозилку, иза это время она неокислится ине испортится.
— Смарта многие компании из-за повсеместного режима самоизоляции испытывали трудности сдоставкой продукции между регионами. Навас это отразилось?
— Как правило, продукты транспортируются глубоко замороженными, есть исвой автотранспорт, исвои склады. Все это оборудовано специальными датчиками ипозволяет спокойно доставлять готовые продукты смест промысла врозничные магазины. Вторговых точках также стараемся неэкономить нахолодильном оборудовании, предпочитая немецкое. Так что лично мыособо ничего непочувствовали.
— При этом розница укомпании сейчас только вМоскве? Почему?
— Кконцу года вМосковском регионе унас будет 67торговых точек, сейчас их63. Встолице стабильно платежеспособная публика. Ктомуже вМоскве по-прежнему востребованы «магазины удома». Такой формат— как и«фермерские магазины»— компания видит наиболее привлекательным. Мыи есть фермеры, только сдарами реки или моря.
Что такое «магазин удома»? Видеале это точка вмикрорайоне или квартале счислом жителей 10–15тыс. человек, где значительная часть— молодые семьи сдетьми, которые купили недвижимость випотеку, ведут активный образ жизни, для здоровья идолголетия имв регулярном рационе надо иметь качественные рыбу иморепродукты.Да, вкрупной сети смагазинами устанций метро проходимость лучше. Нотуда человек зашел раз— ибольше невернулся. Унасже есть такие магазины, где продавцы ипокупатели дружат семьями, ходят вгости друг кдругу.
Еще один плюс компактного розничного формата втом, что онпозволяет делиться спокупателями новыми знаниями ополезных, легальных исравнительно недорогих речных иморских продуктах. Многие досих пор незнают, чем продукция рыбоводства отличается отдикой рыбы, какие виды трепангов или гребешков бывают насвете игодятся впищу, как все это правильно ибыстро приготовить. Нередки случаи, когда люди понезнанию берут изхолодильника супермаркета вареные креветки, снова варят ихдома, апотом жалуются на«резиновый» вкус. Поэтому сверхзадача компании— просвещение потребителя. Так что одним изновых наших проектов может стать открытие вМоскве специализированной кулинарии, кафе или даже ресторана сменю только изсобственной продукции.
— Что мешает экспансии вдругие российские мегаполисы?
— Доставка готовой продукции вСанкт-Петербургили, допустим, Краснодар требует непросто налаженных связей странспортными компаниями, нои гарантий соблюдения особых условий хранения. Мыне можем допустить, чтобы нашу палету сзамороженной продукцией взяли ивыгрузили куда-то наулицу или насклад сне приспособленными для этого холодильными камерами. Теже компании, что готовы сейчас соблюдать правильные условия хранения, просят при доставке вуказанные регионы довольно больших денег, что может привести кудорожанию наших продуктов для конечного потребителя.
— Работа пофраншизе вкрупных городах— невыход?
— Наш партнер должен действительно любить свое дело, болетьим, разбираться внем. Всилу особенностей продукции далеко некаждый магазин нам подходит. Ите, кто приобретает франшизу, должны заранее быть согласны, что именно мыконтролируем бизнес совсеми нюансами. Мычетко определяем, какие типы холодильных установок должны быть вторговой точке, как именно осуществляется выкладка товара, как продвигать теили иные продукты, привлекая кним внимание покупателя.
— Такой подход может отпугнуть часть потенциальных партнеров?
— Сам регулярно бываю врыбной рознице ивижу, что умногих хозяев магазинов зачастую просто нет времени исил изо дня вдень заниматься непосредственно продажами. Наш товар мысчитаем эксклюзивным, поэтому пытаемся донести доколлег, что основное время исилы надо тратить нена смену перегоревших лампочек ввывеске, ана максимально качественное обслуживание клиентов. Людям действительно должно быть понятно, зачто они платят деньги. Иесли для розницы закупается продукция, она должна быть такой, чтобы сам руководитель или продавец были готовы положить еедома себе настол или посоветовать друзьям. Заниматься этим делом как-то иначе просто нет смысла.