Корпоративные вертолеты и винтокрылые такси — не экзотика, а средство передвижения.
ООО «ИФП Дистрибьюшн», ООО «Экскласез Холдингз»
Фото: Виталий Белоусов /TACC
Представления овозможностях, которые открывает вертолет перед деловыми людьми, меняются унас наглазах. Если 10–15 лет назад винтокрылые машины использовались, как правило, внефтегазовом игорнодобывающем секторах, тосегодня жители столичного мегаполиса как должное воспринимают курсирующие вдоль МКАД корпоративные вертолеты ивертолеты сшашечками. Набирает обороты ичастное пилотирование: винтокрылый «джип» налужайке перед домом все чаще становится атрибутом жизни деловых людей, которые успешно конвертируют скорость вденьги.
Сам себе вертолетчик
Как показывает анализ рынка, вРоссии сохраняется тенденция увеличения вертолетного парка засчет импорта. При этом наметившееся еще в2014 году сокращение поставок зарубежных вертолетов (в Россию была ввезена 121 машина) в2015 году получило свое развитие— ввоз сократился втрое, что свидетельствует скорее онасыщении рынка, чем окризисе. Поданным аналитического агентства JetNet (не ведет учет активного парка вертолетов российского производства), наконец августа 2016 года внашей стране зарегистрировано 599 иностранных вертолетов, изних 264 поршневых, которые, как правило, летают винтересах частных пилотов.
Самые популярные модели для частного пилотирования— Robinson R44 иR66— просты инадежны вэксплуатации. Первую изних можно купить за$600тыс., стоимость второй начинается от$1,3млн, нои эта цена неотпугивает потенциальных покупателей— поданным JetNet, сегодня вмире летают 730 таких вертолетов. Будущие владельцы винтокрылых «джипов» должны учесть ежегодные прямые ипеременные эксплуатационные расходы: намодель R44 они составят порядка $185тыс., наR66 необходимо заложить на$200тыс. больше— до$385тыс.
Для частных пилотов открыто несколько школ. Самые известные измосковских— авиационные учебные центры вертолетной компании «Аэросоюз» и«Русских вертолетных систем», атакже школа пилотов «Хелипорт Истра». Программа первоначальной подготовки взависимости отвыбранной школы исрока обучения обойдется будущему пилоту-любителю в1,3–2 млнруб. Выпускники получают удостоверение международного образца ивозможность самостоятельно летать наличном или арендованном вертолете.
Хотя управлять винтокрылыми машинами значительно сложнее, чем самолетами, число вертолетчиков-любителей скаждым годом растет.Только набазе «Хелипорт Истра»за13 лет были подготовлены 350 пилотов.
Эксперты сходятся вомнении, что увлечение пилотированием вертолетами будет приобретать все большую популярность. Причины такого развития событий лежат впрактической плоскости— вертолеты способны взлетать исадиться почти влюбой местности, даже вусловиях высокогорья иотсутствия специально оборудованных площадок. Наконец, ихможно хранить нагазоне перед домом, азаправлять некоторые поршневые модели владельцы могут простым автомобильным бензином.
Вам шашечки или лететь?
Рынок вертолетных услуг— один изсамых динамично развивающихся вРоссии: поданным крупнейшего информационного ресурса побизнес-авиации BizavNews, московскую прописку получили уже более 250 вертолетов. Столь внушительный отряд винтокрылых машин позволил заговорить овертолетном такси вМоскве инекоторых других крупных российских городах как осамостоятельном сегменте рынка. Между перевозчиками даже возникла конкуренция, которая сказалась науровнецен. Вцелом, говоря остоимости перелетов, игроки рынка немогут сойтись вомнении. Одни утверждают, что цена завышена, другие, как руководитель BizavNews.ru Дмитрий Петроченко, считают, что цена полетов доступна для совершенно различных аудиторий потребителей инекоторые игроки московского рынка уже сейчас работают практически науровне рентабельности, взяв заоснову стоимость летного часа сминимальным собственным «интересом».
Воткрытом доступе можно найти прайс-лист наполеты любыми классами вертолетов самых известных производителей. Кпримеру, летный час напопулярном вРоссии четырехместном Robinson R66 Turbine обойдется заказчику в45тыс.руб. Перелеты нагазотурбинных вертолетах подороже: наEurocopter AS350— 65тыс.руб., наEurocopter EC130 T2— 86тыс.руб. залетныйчас. При групповом перелете сумма делится между всеми пассажирами, что делает услуги вертолетного такси более доступными.
Вборьбе заклиента воздушные таксисты разрабатывают специальные предложения. Например, для любителей охоты— слетать навыходные закабанами вТверскую область. Длятех, кто решил обзавестись земельными угодьями, предлагается аэровизуальный облет, позволяющий как наладони увидеть будущее «поместье».
Если заказчику нужны неиндивидуальные, астандартные туры— непроблема. Авиатакси предложит список маршрутов, включающий самые популярные направления— крупнейшие московские аэропорты, гольф— ияхт-клубы, спортивные парки, города Золотого кольца.Так, получасовой перелет изаэропорта Домодедово вШереметьево наRobinson R44 обойдется в37тыс.руб., замаршрут от«Крокус Экспо» доВладимира продолжительностью 165 минут заказчик заплатит 80тыс.руб. Главное— сделать заказ непозднее чем задва часа донамеченного вылета.
Уавиатакси хороший потенциал для роста, который пока сдерживает ряд факторов. Главные изних— запрет полетов над Москвой иценообразование. Как только небо над столицей станет полностью доступным игород присоединится ккрупнейшим мировым мегаполисам сплотным вертолетным трафиком, снизятся ицены, считает Дмитрий Петроченко.
VIP-запросы
Мировой опыт эксплуатации вертолетов свидетельствует, что области применения винтокрылых машин практически безграничны. Наних тушат пожары, эвакуируют пострадавших, занимаются геологоразведкой. ВРоссии львиная доля работ для вертолетов связана снефтегазовым бизнесом, наего долю приходится около 75% трафика всех полетов «Газпром авиа» вРоссии идо 90% полетов компании «ЮТэйр». Эти крупнейшие авиакомпании укомплектованы восновном вертолетами отечественного производства. Кпримеру, парк вертолетов «ЮТэйр» состоит из300 машин российского производства и40 иностранных. Информация отом, сколько вертолетов вэтих компаниях задействовано вкорпоративных перевозках VIP-класса, является закрытой. Тем неменее известно, что для перевозки топ-менеджмента используются, как правило, иностранные борта, более комфортные иэкономичные.
Согласно данным ресурса JetNet, улидера российской нефтяной отрасли «Роснефти» наслужбе четыре вертолета AW109 GrandNew производства AirbusHelicopters. Холдинг «Сапсан», который входит вдвадцатку крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области, обладает двумя AW119 Koala, один изних синтерьером отVersace.
Оспросе навертолеты вкорпоративном секторе говорят ив компании Exclases Holdings, эксклюзивном дистрибьюторе итальянских вертолетов Leonardo Helicopters (бывшая AgustaWestland) вРоссии истранахСНГ. ВExclases отмечают, что самой популярной моделью нароссийском рынке по-прежнему остается бестселлер AW139, поставки которого большей частью обеспечивают потребности корпоративных иVIP-перевозок, однако впоследнее время наблюдается заметный интерес состороны нефтегазового иаварийно-спасательного секторов. Сейчас AW139 передает эстафетную палочку новейшему AW189, который выходит нароссийский рынок ирасширяет присутствие Leonardo Helicopters вовсех сегментах.
Развитие вертолетов вбизнес-авиации вне зависимости оттого, окаком направлении идет речь— корпоративном секторе VIP-перевозок, авиатакси или частном пилотировании, вомногом зависит отинфраструктуры иадминистративной системы правил эксплуатации. Все это впроцессе создания. Скорость, помноженная надоступность иэффективность,— реальные предпосылки для устойчивого развития винтокрылых бизнес-машин.