16, Октябрь 2015

Сыр по паспорту

Россияне могут заказывать санкционные продукты из-за границы через интернет-посредников, разъяснила Федеральная таможенная служба. Ретейлеры и рестораторы называют услугу «сервисом для фанатов».

Посылка с пармезаном

Российские покупатели могут заказывать санкционные продукты в Европе или США через сервисы доставки, следует из разъяснений Федеральной таможенной службы (ФТС). Разъяснения через таможенного брокера «Юнитрейд» запросил сервис Shopfans, доставляющий в Россию товары из зарубежных интернет-магазинов. Копия документа, подписанного заместителем начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Александром Морозенковым, есть у РБК.

В письме чиновник ФТС напоминает, что Россия запретила импорт «отдельных видов сельхозпродукции и продовольствия» из стран, которые ввели санкции против российских чиновников и компаний, но запрет не распространяется на товары, которые физические лица ввозят для личного пользования. Чтобы заказанная продукция была отнесена к таким товарам, покупатель должен предоставить «заявление физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации)», говорится в ответе ФТС. По словам менеджера по развитию Shopfans Петра Шарапова, такое заявление подается от имени клиента таможенным брокером, а самому покупателю достаточно принять условия договора в форме на сайте и предоставить копию паспорта.

«Получение физическим лицом товаров, заказанных по интернету, в том числе «санкционных», возможно, но при этом должно соблюдаться условие, что товар должен быть признан [товаром] для личного пользования в соответствии с п. 1 ст. 3 «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования», — подтвердил РБК представитель ФТС. В соглашении говорится, что при определении товаров для личного пользования, помимо заявления физического лица, учитываются характер и количество товаров, а также частота перемещения заявителем товаров через границу. «У сотрудника таможни могут возникнуть вопросы только в том случае, если один и тот же человек заказывает ежедневно крупные партии товара», — поясняет Шарапов из Shopfans. Кроме того, по правилам Таможенного союза вес ввозимых для личного пользования товаров не должен превышать 5 кг.

Только для фанатов

Shopfans начнет доставку санкционных подуктов из американских интернет-магазинов (склады компании находятся в США) в ближайшее время, говорит Шарапов. Он оговаривается, что покупатели и раньше заказывали через сервис конфеты, печенье, а также корм для собак. Стоимость услуги будет рассчитываться в зависимости от веса посылки. Доставка товара весом 0,5 кг обойдется в $10, а каждые последующие 0,5 кг будут прибавлять к стоимости доставки еще $5, поясняет Шарапов. На новой услуге компания до конца года планирует заработать несколько десятков тысяч долларов (всего в 2015 году выручка компании, по прогнозу Шарапова, составит $5–7 млн).

Цены на запрещенные в России продукты в американских интернет-магазинах сопоставимы с российскими ценами до введения санкций. Например, килограмм выдержанного пармезана в специализированном онлайн-магазине igourmet.com стоит $35 (около 2200 руб. по текущему курсу).

Директор по маркетингу конкурирующего сервиса ShopoTam Андрей Лямин сказал РБК, что его компания также готова доставлять продукты, попавшие под санкции, в Россию: «Никаких ограничений для пересылки продуктов питания, попавших под санкции, нет. Главное ограничение — срок хранения: это не должны быть скоропортящиеся продукты». Впрочем, отдельно такую услугу ShopoTam не рекламирует. Представитель в России еще одного сервиса по доставке посылок Shipito Сергей Смирнов, напротив, говорит, что его компания не планирует заниматься пересылкой продуктов, поскольку «это запрещено». Шарапов из Shopfans признает, что некоторые товары по правилам Таможенного союза перевозить нельзя — например, алкоголь, сырое мясо, кофе в зернах (молотый и в капсулах — можно), семена растений и скоропортящиеся продукты.

В 2014 году количество посылок из-за рубежа в Россию составило около 75 млн, средняя стоимость одной посылки — $30, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Но рынок пересылки продуктов очень мал, в общем потоке это не больше доли процента, добавляет он. Крупные компании не занимаются доставкой таких товаров, это единичные заказы, хотя о такой возможности было известно еще год назад, подтверждает гендиректор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин. Он не верит в большой спрос на доставку санкционных продуктов через посылочные сервисы: «Надо действительно быть огромным фанатом пармезана, чтобы заказывать его таким образом». Садовин предупреждает, что все риски при заказе товара через интернет на себя берет покупатель, так как продукт может испортиться по дороге.

Не бизнес для ресторанов

Рестораторы уверены, что на их рынке, который больше других пострадал от продуктовых санкций, никто не сможет использовать интернет-доставку из-за границы на частных лиц как лазейку. Управляющий партнер сети Toro Grill Кирилл Мартыненко признается, что поначалу пытался вместе с поставщиками организовать доставку с помощью онлайн-сервисов, но убедился в бессмысленности этого способа. «Эту схему крайне сложно наладить, потому что часто требуется ручное управление, нужно дублировать и общаться с менеджером, чтобы быть уверенным в том, что поставка произойдет в срок. Кроме того, требования ресторанов к доставке продукции отличаются от требований, которые предъявляют рядовые потребители», — рассказывает Мартыненко. Возможно, имеет смысл заказывать что-то очень эксклюзивное, что не нужно заказывать большими партиями и на ежедневной основе, говорит он, но по сути дела это будет та же контрабанда, работать с которой очень рискованно

«Мы работаем с официальными поставщиками — если у них на складе вдруг появится, скажем, сыр, мы его с удовольствием закажем, но пользоваться услугами интернет-посредников не будем, — соглашается владелец ресторана «Альма-матер» Виктор Гор. — Теоретически есть возможность договориться с каким-нибудь небольшим европейским заводом и в частном порядке организовать такого рода поставки почтой, но это сильно увеличит стоимость в меню и не позволит ресторанам зарабатывать». Рестораторы должны иметь гарантированные по качеству, сертифицированные и регулярные поставки продукции, прогнозировать поставки и качество товара — через интернет можно получить кота в мешке, перечисляет ресторатор Андрей Зайцев (L’Albero, «Ноа» и ресторанный комплекс «Старый телеграф»). «Заказывать через Интернет может быть интересно только для частных лиц», — уверен он.

Трафик через интернет просто неспособен обеспечить потребности среднего московского ресторана, приводит еще один аргумент владелец ресторанов Insolito Алексей Овчинников. «Если нет, например, сейчас у нас итальянской телятины, мы должны использовать российскую, просто шеф-повару и управляющему ресторана нужно включать голову, чтобы добиться тех же вкусовых ощущений, как и в случае с итальянской телятиной, — говорит Овчинников. — В России уже появляются компании, которые достигли сопоставимого уровня качества». «Наверное, какие-нибудь твердые сыры еще имеет смысл заказывать, но только для личного потребления или небольшого ресторанчика. Для крупной сети это неинтересно — больше мороки. Если только предположить, что кто-то организует такие поставки через онлайн-сервисы и договорится о гарантированном сбыте с рестораном, то это может как-то работать, но пока никто этим не занимается — слишком много рисков», — добавляет ресторатор Илья Бруман, развивающий в России американскую сеть Wetzel’s Pretzels. Бруман отмечает, что его поставщики, возившие раньше сыры из Италии, сейчас возят сыр из разрешенных стран — Аргентины, Уругвая или Бразилии.

Партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Марк Каретин напоминает, что единственным основанием для ввоза в Россию санкционных продуктов является их использование в личных целях и в пределах ограниченного объема. «Безусловно, все, кто заказывает эту продукцию не для личных нужд, а для целей предпринимательства, нарушают закон. В любой момент в магазин или в ресторан могут прийти представители Роспотребнадзора, провести проверку и в случае отсутствия нужных документов уничтожить товар», — поясняет юрист. Если заказ продукции происходит на постоянной основе, таможенная служба легко это отследит через электронную базу, а это уже повод для проверки. «Конечно, каждого человека отследить сложно, но возможно, и тогда человек будет нести как административную, так и уголовную ответственность, если речь идет о достаточно крупном объеме», — заключает Каретин.

Источник