Почему минувший год был одним из сложнейших для рынка вагоностроения, о проблемах и перспективах отрасли в интервью корреспонденту РБК+ Ивану Алексееву рассказал генеральный директор вагоностроительной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Олег Сиенко.
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
— Как чувствует себя рынок грузового вагоностроения всегодняшней экономической ситуации?
— Для российского вагоностроения, иУВЗ вчастности, 2015 год был сложным. Таких показателей рынка мыне видели сначала 1990-х годов— существенное влияние наситуацию оказали общее ухудшение экономической ситуации вРоссиии, как следствие, падение объемов железнодорожных перевозок, атакже накопленный запоследние десять лет профицит парка, появившийся из-за несвоевременного списания старых вагонов.
Для УВЗ ибез того сложная рыночная ситуация усугубилась введенными международными санкциями. Корпорация оказалась вэпицентре «идеального шторма»: крупнейшие российские железнодорожные операторы— ПГК иФГК— прекратили закупки новых вагонов, несмотря надействующие долгосрочные контракты сзаводом. Поставки вагонов вадрес нашей дочерней компании «УВЗ-Логистик» также стали невозможными из-за запретительных посвоей дороговизне банковских кредитов.
Практически единственным покупателем нароссийском внутреннем рынке осталась угольная компания СУЭК, для которой мыв сжатые сроки спроектировали инновационный люковый полувагон сувеличенной грузоподъемностью иобъемом кузова. Внезначительных объемах платежеспособный спрос также сохранился всегментах специализированных цистерн. Однако для ритмичной работы УВЗ таких заказов навнутреннем рынке нехватало.
Всвязи сэтим основные усилия корпорация направила навнешние рынки. Адевальвация рубля создала уникальную ситуацию, когда российская машиностроительная продукция стала конкурентоспособной даже посравнению скитайскими аналогами.
Ключевым партнером корпорации в2015 году навнешнем рынке стали Азербайджанские железные дороги, вадрес которых отгружались полувагоны, цистерны для нефтепродуктов ицементовозы. Поставки вагонов осуществлялись также встраны Таможенного союза— Казахстан иБелоруссию. Поитогам 2015 года каждый второй изготовленный наУВЗ грузовой вагон отгружался наэкспорт.
Кроме того, несмотря насложное финансовое положение, завод смог сохранить высокую интенсивность научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ. Вчастности, потехническому заданию Иранских железных дорог мыспроектировали линейки издевяти моделей полувагонов, цистерн иплатформ. Ив ближайшее время мыготовимся начать ихпоставки заказчику.
Также впрошлом году для российских потребителей мывывели нарынок новую модель инновационного хоппера-зерновоза, ав декабре получили сертификат Российского морского регистра судоходства наконтейнер-цистерну для химических грузов скотлом изкомпозиционных материалов. Хотя наши зарубежные конкуренты реализуют аналогичные проекты, ноэто, пожалуй, тот редкий случай, когда российская промышленность смогла первой вывести нарынок принципиально новый продукт.
Между тем главным результатом 2015 года ябы назвал сохранение производственного, научного икадрового потенциала корпорацииУВЗ. Именно онпозволит нам значительно нарастить объемы выпуска грузовых вагонов ив 2016 году— производственная программа предусматривает выпуск свыше 14тыс. грузовых вагонов всех видов.
— Засчет чего выпланируете достичь этих показателей?
— Системные противоречия вжелезнодорожном секторе накапливались с1990-х годов, когда развитие вагоностроительной отрасли происходило вопреки созданной системе бесконтрольного продления сроков службы старых вагонов. Масштаб накопленных заэти годы проблем стал таким, что ихрешение уже было невозможно без вмешательства высшего руководства страны.
Врамках рабочего визита нанаш завод вНижнем Тагиле вноябре 2015 года президент Владимир Путин принял необходимые для российских вагоностроителей решения обограничении курсирования старых вагонов, что позволило поставить точку ввопросе онеобходимости омоложения эксплуатируемого парка. Такое решение позволит восстановить баланс спроса ипредложения нарынке транспортных услуг, улучшить эксплуатационные иэкономические показатели работы железнодорожных операторов ив конечном счете создаст рыночные предпосылки для инвестиций впокупку новых вагонов.
Таким образом, руководство страны создает условия для замены морально ифизически устаревших моделей наинновационные аналоги.
Вфеврале 2016 года председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил программу поддержки предприятий железнодорожного машиностроения. Благодаря этому документу Министерство промышленности иторговли России разработало постановление, всоответствии скоторым российские железнодорожные операторы могут получить субсидию изфедерального бюджета вразмере 300тыс.руб. при покупке инновационных вагонов. Данная мера поддержки значительно повысит экономическую привлекательность инвестиций вновые вагоны иувеличит спрос наподвижной состав вРоссии.Это, безусловно, позволит «задышать» всем производителям грузового подвижного состава, что вселяет вменя оптимизм как председателя наблюдательного совета НП«Объединение вагоностроителей».
— Каковы перспективы развития российского грузового вагоностроения сучетом тех изменений, что произошли нажелезной дороге?
— Сприходом вОАО«РЖД» Олега Белозерова итоги первого квартала 2016 года показывают уверенный рост объемов перевозки ряда массовых грузов— угля, зерна, минеральных удобрений, строительных грузов. Такие показатели стимулируют привлечение насеть российских железных дорог дополнительного парка грузовых вагонов.
Помимо увеличения объемов поставок для внутреннего рынка мырассчитываем продолжить наше сотрудничество сзарубежными потребителями вагонов. Перспективное для нас направление, несчитая Азербайджана иИрана,— поставки встраны Африки иЮго-Восточной Азии.
Очевидно, что время производственных рекордов, когда УВЗ выпускал по28тыс. грузовых вагонов вгод, безвозвратно прошло. Нона смену количественному росту приходит период качественного развития иформирования широкой линейки специализированных вагонов сучетом потребностей отдельных клиентов. Опыт компании подтверждает, что мынаучились слушать ислышать потенциальных потребителей исоздавать для них подвижной состав, оптимально подходящий для отдельных грузов имаршрутов.
Накопленный научно-технический задел корпорации позволяет нам предлагать потребителям возможность самим скомбинировать необходимый имвагон, выбрав изнескольких вариантов тележек, кузовов, тормозной системы, подшипников.
Производственные возможности головного предприятия вНижнем Тагиле инаучный потенциал нашего конструкторского бюро позволяют принимать самые сложные рыночные вызовы ив сжатые сроки выполнять заказы для российских изарубежных потребителей. Осенью 2016 года предприятие отмечает свой 80-летний юбилей. Уменя нет никаких сомнений, что это важное событие мыбудем отмечать, демонстрируя ритмичную работу вагоносборочного конвейера изапуская впроизводство новые модели железнодорожной техники, вполной мере оправдывая статус лидера отечественного транспортного машиностроения.
— Какие увас ожидания отбизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520»?
— Безусловно, форум уже зарекомендовал себя как крупнейшая специализированная деловая площадка пожелезнодорожной тематике, объединяющая лидеров отрасли. Мыс энтузиазмом вочередной раз приняли приглашение организаторов выступить партнером такого знакового мероприятия. Внастоящий момент актуальность приобретает скоординированный подход ивыработка системных решений поважнейшим аспектам функционирования железнодорожного комплекса. Уверен, что благодаря широкому представительству ивысокому уровню гостей бизнес-форума нам удастся построить конструктивный диалог сроссийскими изарубежными партнерами постратегическим направлениям сотрудничества.