Главным событием года для рынка коммерческих перевозок стал запуск системы оплаты «Платон». Шумиха, поднятая вокруг нововведения, уже улеглась, а тарифы на проезд заморозили до конца года. Тем временем грузоперевозчики считают убытки и думают, как им работать дальше.
ООО «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ», ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «МАН Трак энд Бас РУС»
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Cистема «Платон», взимающая плату сгрузовиков при проезде пофедеральным трассам, функционирует почти полгода; заэто время вбюджет страны отпроезда 12-тонных грузовиков поступило более6,1 млрдруб. Тариф1,53руб. закилометр, действующий сноября 2015-го, решением правительства заморожен доконца 2016 года, хотя планировалось увеличить его вдвое с1 марта. Собранные деньги пока никуда нетратятся: ихнаправят нафинансирование крупных региональных проектов (мосты, тоннели идругие объекты), которые строятся наусловиях государственно-частного партнерства. Окончательное решение осудьбе денег примет правительственная комиссия потранспорту, сообщил РБК+ представитель пресс-службы Минтранса.
Ценовые войны
Влияние «Платона» нарынок грузоперевозок эксперты оценивают по-разному. Заведующий научно-исследовательским отделом «Управление перевозками грузов автомобильным транспортом» НИИАТ Иван Батищев считает, что драматизировать ситуацию нестоит, так как тарифы практически неизменились. Поего словам, при тарифе1,5руб. закилометр рейс протяженностью 1000 кмподорожает на1,5тыс.руб. При этом стоимость фрахта 20-тонного большегруза— от60тыс. до80тыс.руб. Таким образом, резюмирует Иван Батищев, рост цен наперевозки из-за «Платона» незначителен— от2,5 до5%, причем помере увеличения дальности ценовая прибавка чувствуется все меньше. «Перевозчик отэтого практически нестрадает,— говорит эксперт.— Ведь понесенные расходыон, как правило, выставляет грузоотправителю, который должен компенсироватьих. Конечно, иногда бывают ситуации, когда заказчик свыставленным счетом несогласен, тогда начинаются споры».
В НИИАТ считают, что повышать тарифы компаниям сейчас вообще невыгодно, потому что рынок автоперевозок высококонкурентный иможно легко потерять клиента. Европейский опыт показал, что после ввода аналогичных «Платону» систем взимания платы цены невыросли. Помимо этого, отметил Иван Батищев, «Платон» работает только нафедеральных дорогах, аих протяженность (порядка 50тыс. км) — это 5% отвсех дорог вРоссии. Проезд порегиональным имуниципальным дорогам по-прежнему бесплатен.
В пресс-службе Минтранса назапрос РБК+ ответили, что экономические основания для существенного роста тарифов нагрузовые перевозки всвязи сзапуском системы «Платон» отсутствуют. «Контроль завозможными отдельными спекуляциями нарынке осуществляется компетентными органами, втом числе антимонопольной службой»,— отметил представитель ведомства. Вминистерстве, посути, подтвердили аргументы НИИАТ: действующий тариф1,53руб. закилометр составляет около 5% отстоимости перевозки грузовым автотранспортом. «Учитывая тот факт, что стоимость доставки товара составляет приблизительно 10% отконечной стоимости продукта, функционирование системы «Платон» оказывает влияние наувеличение стоимости товаров впределах0,5%, тоесть всего нанесколько копеек,— отметили вМинтрансе.— Это практически безболезненно для потребителя».
В действительности схема перевозок гораздо сложнее, говорят опрошенные РБК+ эксперты. Президент Российской ассоциации перевозчиков Владимир Приказчиков рассказал, что очень редко все сводится кпростому перемещению груза изпункта Ав пункт Бс последующей оплатой заказчиком. Цена складывается сучетом сразу нескольких логистических цепочек, вкоторых могут быть задействованы как автомобильные, так икомбинированные виды перевозок (железнодорожные, водные ит.д.). Каждое изэтих звеньев стало немного дороже из-за «Платона», асуммарное подорожание ощущается сильно.
По словам Владимира Приказчикова, когда «Платон» только задумывался в2011 году, планировалось, что перевозчики просто будут выставлять счет грузоотправителю запроезд пофедеральной дороге. Для этого втоварной накладной даже предусмотрена специальная графа. Текущая напряженность связана отчасти стем, что грузоотправитель иперевозчик вРоссии редко работают напрямую из-за особенностей законодательства, объясняет эксперт. Обычно между ними существует прослойка извсевозможных посредников. Связано это стем, что крупному ретейлеру нужно вернутьНДС, аперевозчики, зарегистрированные вкачестваИП, этого сделать немогут. Пословам эксперта, многие такие фирмы вконце года просто закрываются, налоги неплатят, врезультате вказну непоступает ежегодно 800–900 млрдруб.
«К сожалению, вэтом году неудастся избежать повышения тарифов,— признается руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов.— Компания допоследнего удерживала тарифы науровне 2012 года». Директор позакупкам транспортных услуг компании FMLogistic Андрей Попов сказал, что наодин грузовик, работающий намеждународных перевозках, затраты на«Платон» составляют сегодня всреднем 18–21тыс.руб. вмесяц, что является весьма существенной суммой «с учетом текущей маржинальности автомобильных перевозок».
Согласно данным Российской ассоциации перевозчиков, заработок самих перевозчиков после запуска «Платона» упал на15–18%. Из-за большого количества посредников, объясняет Владимир Приказчиков, непосредственно доработника доходит влучшем случае 20% отсуммы, которую заплатил клиент заперевозку. Падениеже цен наперевозки связано срядом негативных факторов: ростом цен натопливо (по данным агентства «Кортес», бензин АИ-92 подорожал в2015 году на5%, солярка— на3,5%), снижением реальной покупательной способности рубля, общим падением спроса наперевозки из-за экономического кризиса при сохранении высокой конкуренции нарынке.
Заплатил налог— езжай спокойно
С целью успокоить перевозчиков власти реализуют компенсацию расходов, понесенных ими из-за работы «Платона». Президент Владимир Путин, выступая напресс-конференции вдекабре 2015-го, заявил,что, вместо того чтобы перегружать компании «различными поборами», можно былобы ввести «недорогой патент» для перевозчиков. Правительству РФпоручено подумать над этим, ноподробностей поканет. Вконце апреля правительство одобрило проект закона, предусматривающего налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных всистеме «Платон». «Сумма транспортного налога, исчисленная поитогам налогового периода вотношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12т, будет уменьшена насумму, уплаченную вотношении этого транспортного средства налогоплательщиком вэтом налоговом периоде»,— пояснили впресс-службе правительства действие документа.
Это как раз тот вариант, который вкачестве компромисса предложил Минтранс. Однако перевозчики отнеслись кэтой идее скептически. Помнению начальника управления организации грузовых перевозок DPD вРоссии Сергея Власова, налоговый вычет лишь частично компенсирует затраты перевозчиков наоплату проезда. «Величина транспортного налога наТС фиксированная, азатраты наоплату проезда постоянные, истоимость будет зависеть отинтенсивности использования транспортного средства для выполнения перевозок груза»,— пояснилон.
Эксперт привел следующий пример: затраты наоплату проезда пофедеральной дороге автомобиля грузоподъемностью 20тиз Москвы доНовосибирска составляют около6,3тыс.руб. заодин рейс, аотмена налога для такой машины компенсирует компании лишь стоимость 10–12 рейсов. «Интереснее былобы увязать компенсацию затрат напроезд, например, соскидкой настоимость топлива: проехал автомобиль сколько-то километров пофедералке— владелец получает соответствующую скидку наколичество топлива, потраченного напроезд этого расстояния»,— говорит Сергей Власов.
Игорь Алексашов исходит изиной калькуляции. Средний пробег большегруза всегменте грузоперевозок— 100–180тыс. кмвгод. Значит, при ставке1,53руб. закилометр затраты перевозчика на«Платон» составляют 150–275тыс.руб. вгод. Транспортный налог сфуры— примерно 20тыс.руб. вгод. «То есть вычет транспортного налога— это вычет вразмере от7 до13%,— пояснил Алексашов.— При росте тарифа до3руб. закилометр размер вычета сократится до4–7%». Поего мнению, полная отмена налога былабы для бизнеса предпочтительнее: «Это минус одна операция для бизнеса, аввод вычета— это плюс одна или несколько операций. Нужно будет собрать ипредоставить либо оператору «Платона» информацию обуплаченном налоге, либо налоговой инспекции обобъеме оплаченных километров вданной системе».
Владимир Приказчиков, всвою очередь, отмечает, что падение цен наперевозки спровоцировало уход многих предпринимателей всерый сектор рынка. «Платить все налоги ипри этом работать, кормить семью исодержать автомобиль просто невозможно вданных условиях. Поэтому налоговый вычет, думаю, особого эффекта недаст иработать вбелую людей незаставит. Все равно этот вычет компенсирует копейки изреальных затрат»,— считает эксперт.