2, Апрель 2021

Туротрасль в ожидании автобуса

Всплеск внутреннего туризма мог вызвать повышенный спрос на туристические автобусы. Однако пока это наблюдается только в отношении небольших машин.

Из60 млн транспортных средств (по состоянию на1 января 2021 года) автобусы вРоссии являются самой малочисленной категорией: ихдоля составляет лишь около 1%, или411,1тыс. единиц (без учета LCV), поданным агентства «Автостат». Иэто при том что численность автобусов увеличилась запоследние десять лет на8,5%. Поданным ГИБДД, в2020 году встране было зарегистрировано 850тыс. автобусов, нов эту статистику входят иупомянутые вышеLCV.

Парк автобусов вРоссии, поданным «Автостата», по-прежнему старый (средний возраст машин превышает 16лет) и«грязный»: более 39% автобусов несоответствуют даже нормам Евро-2. При этом 75% всей автобусной техники встране— российского производства. Почти половину парка (46%, или188,4тыс. единиц) составляют модели Павловского автобусного завода; еще 20%— марки «КАвЗ» (45,6тыс.) и«ЛиАЗ» (38,7тыс.). Пандемия также недобавила отрасли оптимизма. Поданным «Автостата», впервые после четырехлетнего роста рынок новых автобусов в2020 году показал падение на5%— из-за карантинныхмер, ослабления курса рубля ироста цен накомплектующие.

Туристические сложности

Михаил Болигузов, член Московской торгово-промышленной палаты, оценивает число автобусов для туристических перевозок вРоссии примерно в10тыс. машин. Член президиума Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева приводит более скромную оценку—3,5–5тыс. автобусов. «Общее число подсчитать сложно, хотя мыв РСТ много раз пытались. Больше всего таких автобусов вМоскве иСанкт-Петербурге— по800 машин»,— говорит эксперт, подчеркивая, что туроператоры восновном арендуют автобусы утранспортных компаний.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников связывает малое число закупок новой техники свысокими сроками окупаемости: для 45-местных туристических автобусов вроссийских условиях они могут достигать 30лет: «Это стекущими тарифами наперевозку. Если ихповысить, автобусами просто перестанут пользоваться». Развитию сектора, пословам Юрия Свешникова, также мешает отсутствие особого статуса туристических автоперевозок взаконодательстве, ав Москве иСанкт-Петербурге— еще инехватка парковок для экскурсионных автобусов вкупе сневозможностью пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта. «Припарковаться вМоскве практически негде, высадить людей негде, отстоев вожидании туристов нигде нет»,— согласна сним Ольга Санаева.

Михаил Болигузов говорит, что из-за пандемии многие владельцы невостребованных автобусов туристического класса пытаются продать технику, чтобы покрыть лизинговые платежи. Ольга Санаева согласна, что сейчас бизнес неготов закупать туристические автобусы, ноподчеркивает, что перед пандемией исследования РСТ свидетельствовали обобратном, втом числе обожидании поддерживающих спрос госпрограмм лизинга икредитования. Вагентстве Russian Automotive Market Research спрогнозировали рост продаж новых автобусов в2021 году на2,8–5,4%. Стимулировать процесс должны как раз региональные ифедеральные программы господдержки. Пословам Санаевой, вРСТ даже просили Минпромторг рассмотреть вопрос локализации китайских иевропейских автобусных заводов вРоссии для нужд турбизнеса, нопока этот вопрос нерешен.

Автобус, номаленький

Всуществующих условиях напервый план выходят микроавтобусы для заказных итуристических поездок— ихвыпускают как крупные производители, так ицелый ряд относительно небольших компаний, специализирующихся напереоборудовании серийных пассажирских фургонов. Исходниками чаще всего служат Ford 
Transit, Renault Master, Iveco Daily, Mercedes-Benz Sprinter 
и «Газель Next».

Впресс-службе группы ГАЗ посетовали нанизкий спрос впассажирском сегменте LCV инато, что ожидаемого восстановления пока непроизошло. Несмотря наэто, там назвали успешным вывод нарынок автобуса «Газель City», объединяющего малые габариты LCV иудобство входа/выхода большого низкопольника. Также вкомпании отметили положительные результаты «Соболь 4х4», которые достигнуты восновном засчет закупок крупных компаний.

ВMercedes-Benz отмечают спрос натуристический микроавтобус Sprinter Tourist для перевозок впремиальном сегменте. «Мерседес-Бенц Рус» разработала его совместно ссертифицированным партнером— компанией «Луидор». Предлагаются две модификации набазе нового поколения Sprinter— Comfort иUltimate. Вверсии Ultimate пассажирский отсек отделен отводительского. Укаждого сиденья предусмотрены USB-розетки, асверху расположены полочки для вещей. Всалоне установлены конвекторные обогреватели икондиционер синдивидуальными комфорт-блоками.

Компании активно используют для продвижения продукции туристический маркетинг. «Хендэ Мотор» еще вконце 2020 года запустила программу под названием «Зиме быть!», предложив оформить подписку налюбую модель, представленную всервисе Hyundai Mobility, втом числе намикроавтобусH1. «Volkswagen Коммерческие автомобили» всотрудничестве сRoad.Travel разработала проект авторских маршрутов автопутешествий поРоссии, которые созданы для моделей Amarok иCaddy ипассажирского Multivan. Вфеврале нафестивале Rosafest 2021 xGorilla Energy была представлена модель Caravelle6.1, дополненная новыми опциями. Ав марте «Volkswagen Коммерческие автомобили» приняла участие вфестивале «Дни скорости нальду Байкала», выступив техническим партнером мероприятия ипредоставив Multivan6.1, Caravelle 6иTransporter6.1 вкачестве автомобилей-помощников.

Впрочем, всякий, кто бывал наБайкале, знает, что основным средством для перевозки туристов там остается старая добрая «буханка». Впрошлом году УАЗ совместно спартнером «Люкс Форм» даже создал ееособую версию, которая так иназывается— «Байкал». Этот дом наколесах обставлен модульной мебелью, имеет раковину сосмесителем ихолодильник, вкачестве опций предлагаются навесной тент ибиотуалет. Чуть ранее УАЗ выпустил версию «буханки» висполнении «Экспедиция» набазе семиместной комплектации «Комби» сдополнительным внедорожным оснащением.

Туристическому рынку, рассуждает Ольга Санаева, нехватает автобусов «с высокими панорамными окнами» для обзорных экскурсий, «где визуализация крайне важна».

Автор:
Александр Кочетов.

Источник