В этом году российский рынок онлайн-обучения вырос на четверть. Эксперты ждут новых работающих форматов онлайн-обучения, виртуальных тренажеров, а через несколько лет — «уберизации» образования.
Российский рынок онлайн-образования поитогам 2019 года достиг 45–50 млрдруб., ав 2020 году составит 55–60 млрдруб., рост— 20–25% вгод, говорится висследовании «Интерфакс Академии». «Если допандемии надистанционные курсы приходилось 10–15% продаж тренинговых компаний, тотеперь—80–90%,— отмечает гендиректор консалтинговой компании HR-UP Иван Канардов.— Кураторы одного изведущих институтов коучинга убеждали меня, что никогда небудут обучать своих клиентов удаленно. Нопоявился коронавирус— ите вчисле первых внедрили этот формат».
Перейти надистанционное обучение пандемия заставила также школьных учителей ипреподавателей вузов. Они осваивали такие платформы, как Microsoft Teams, Zoom, Cisco Webex. Российские вузы участвовали вразработке программ дистанционного обучения— правда, вомногих изних эта работа шла изрук вон плохо, отмечает Иван Канардов.
Преподаватели, скоторыми довелось пообщаться, нехотели делать материалы для удаленного формата, ссылаясь нато, что их«уникальные» лекции украдут, продолжает эксперт. «А если ипредоставляли какие-то презентации,то, как правило, это были тексты без картинок, таблиц играфиков, перенесенные наслайды вPower Point. Методологам дистанционного обучения было сложно заставить преподавателей сделать курсы, хотя эта работа отдельно оплачивалась»,— констатирует Иван Канардов.
Непривычный формат
Впандемию «вырос вразы» спрос насреднее зарубежное образование, говорит основатель компании Educate Online Александр Желтов. В2018 году предприниматель запустил платформу, которая позволяет детям поступать виностранные школы. Вэтом году онполностью перевел бизнес вонлайн. Если раньше через Educate Online люди могли выбрать одну изсредних школСША, Великобритании идругих стран иотправить ребенка туда учиться, тов пандемию компания начала подписывать договоры осотрудничестве сонлайн-школами, которые готовы брать учеников из-за границы. «Родители почувствовали все преимущества оттакого обучения— во-первых, это вдесятки раз дешевле обычного обучения зарубежом, которое порой обходится в$50–60тыс. вгод, аво-вторых, так спокойнее: ребенок живет дома, ходит вобычную российскую школу, апараллельно удаленно получает образование виностранной»,— поясняет Александр Желтов.
«Важно, чтобы новые образовательные программы разрабатывались сучетом особенностей дистанционного формата, ане были переформатированы наспех, так как других возможностей проводить обучениенет,— рассуждает руководитель отдела обучения компании IBS Валентина Маркова.— Когда мытри года назад перестраивали свои программы наудаленный режим, далеко невсе эксперты готовы были снами работать. Это сложно— нужны другие навыки иинструменты».
Предстоит решить много вопросов, которые возникают при общении вонлайне, замечает Иван Канардов: «Когда наобычном тренинге несколько людей говорят хором, тов целом можно разобрать ихречь. Нокогда двое иболее людей одновременно что-то произносят вонлайне, понять ихпочти невозможно. Это техническая особенность, которую никак сейчас непреодолеть. Ктомуже улюдей еще несформировался этикет делать паузы ислушать других». Онтакже обращает внимание напроблему контроля при дистанционном обучении: «Это ив очном формате было сложно, атеперь тем более. Слишком просто списать правильный ответ».
Содной стороны, сложились идеальные условия для роста рынка онлайн-обучения, ас другой— возникла масса трудностей, отмечает Валентина Маркова: «Удобный, гибкий ибезопасный формат, нона качество обучения влияют самодисциплина, концентрация натренинге без переключения надругие задачи. Атаких соблазнов много— почта, социальные сети, домашние дела». Поее мнению, фоновое обучение непродуктивно. Важно вовлекать учащихся впроцесс, создавать дискуссии, решать кейсы, давать обратную связь, считает эксперт.
Неготовы кудаленному формату имногие педагоги. Вбольшинстве случаев они показывают типовые презентации ипроводят стандартные лекции, делится мнением консультант. Формат онлайн-обучения доконца неотработан, мыне умеем вовлекать, мотивировать, работать саудиторией больше пяти-шести человек, говорит Иван Канардов. Поего мнению, решить проблему отчасти помогут виртуальная реальность игеймификация учебного процесса. Через два года, прогнозирует консультант, возникнут уже хорошо работающие форматы онлайн-обучения, через пять лет впрактику войдут виртуальные тренажеры, ачерез семь лет начнет меняться функция вузов— произойдет их«уберизация»: «Возникнут полностью цифровые вузы— без кампусов, аудиторий, лабораторий ипрочего. Учебные заведения будут собирать преподавателей совсего мира иформировать программы обучения».
Обучение как отдых
Разработчики некоторых образовательных платформ при этом оценивают общий тренд перехода надистанционное обучение позитивно. «Сейчас все больше компаний понимают, что удаленка— это надолго истарые методы обучения просто перестают работать»,— говорит основатель платформы— конструктора интерактивных подсказок для софта HintEd Артем Таганов. Его платформу впандемию компании начали активно использовать нетолько для обучения различным процессам вПО компании (CRM-, ERP- иHR-системах, корпоративных порталах, системах документооборота ит.д.), нотакже для подсказок поскриптам продаж для менеджеров.
«Обучение наудаленке— отличный способ переключить внимание сработы, которой вовремя пандемии, кажется, увсех стало намного больше»,— считает Артем Таганов. Вот почему некоторые работодатели дают возможность осваивать нетолько навыки, которые нужны для работы, ноите, что могут оказаться полезными вповседневной жизни,— например, организуют курсы сомелье, добавляетон.
Автор:
Оксана Гончарова.