В ноябре Владимир Путин был удивлен, что госкомпания по управлению особыми экономическими зонами крутит деньги на депозитах вместо инвестиций, а теперь компанию проверила Счетная палата и нашла еще больше нарушений
Счетная палата нашла множество нарушений в госкомпании «Особые экономические зоны» (АО «ОЭЗ»), управляющей 17 действующими особыми экономическими зонами России, включая необоснованные расходы, «неэффективные управленческие решения» и занижение дивидендов в федеральный бюджет. Аудиторское ведомство частично обнародовало результаты проверки госкомпании, в целом признав неэффективность особых экономических зон, на которые государство потратило уже более 185 млрд руб., как инструмента развития территорий. РБК выяснил подробности зафиксированных нарушений.
Проверка проводилась по поручению президента Владимира Путина после того, как он услышал от активистов ОНФ в ноябре 2015 года, что госкомпания ОЭЗ вместо вкладывания бюджетных денег в строительство прокручивает их в банках. Отчет направлен в Генпрокуратуру, которая при необходимости даст уголовно-правовую оценку изложенных фактов, сказал РБК представитель Счетной палаты.
Продешевили с арендой
Счетная палата в пресс-релизе по итогам проверки пишет, что выручка АО «ОЭЗ» в основном формируется за счет операций по передаче имущества в аренду, но часть имущества сдавалась в аренду по стоимости ниже среднерыночной. Источник РБК, знакомый с результатами проверки, говорит, что сдаваемое в аренду недвижимое имущество в основном находится на территории ОЭЗ «Дубна», «Ульяновск» и «Томск».
Например, «Особые экономические зоны» предоставило в аренду ОАО «Дубна» сроком на три года здание гостиницы «Резидент-Отель» общей площадью 8345 кв. м, уточнил официальный представитель Счетной палаты. Месячная арендная плата составляла 94,4 тыс. руб. (с НДС), тогда как одни только амортизационные отчисления по этому объекту достигали 1,2 млн руб. в месяц. Общая сумма дохода по договорам аренды гостиницы и ее оборудования за 2013–2015 годы составила около 13 млн руб. по сравнению с амортизационными отчислениями АО «ОЭЗ» на 68 млн руб. В результате чистая прибыль компании оказалась занижена, делают вывод аудиторы. Доходы АО от сдачи имущества в аренду были ниже расходов на его содержание.
В компании нет взвешенной амортизационной политики: для зданий и сооружений с одинаковыми техническими характеристиками в бухгалтерском учете устанавливаются различные сроки полезного использования, прокомментировал РБК представитель Счетной палаты: только по 16 выбранным для анализа объектам амортизационные отчисления завышены в среднем в три раза — как результат, госбюджет недосчитался 110,5 млн руб. дивидендов.
Сомнительные займы
АО «ОЭЗ» предоставляло «потенциально невозвратные» необеспеченные займы, говорит источник РБК, знакомый с результатами проверки. Один такой заем был предоставлен в 2013 году для ОЭЗ «Моглино» в Псковской области на 113 млн руб. сроком на полтора года под 8,25%. Кредит был предоставлен для оплаты консультационных и маркетинговых услуг сингапурской компании Jurong Consultants Pte. По словам источника, предполагалось, что, если у «Моглино» не найдется средств на погашение, возвращать заем нужно будет за счет уставного капитала. На момент проверки ни заем, ни проценты не были выплачены.
Миллионы в болото
Аудиторы выявили и другие траты, вызывающие вопросы. В частности, по разработке концепции развития ОЭЗ «Остров Русский» в Приморском крае. Договор на 23,6 млн руб. был заключен между АО «ОЭЗ» и Институтом региональной политики. Деньги потратили, а в итоге было признано, что создавать особую экономическую зону на острове Русский не имеет смысла из-за сурового климата и невысокого потенциала территории, указывает источник РБК. Сейчас создание этой зоны признано нецелесообразным, Минэкономразвития внесло проект постановления правительства о досрочном прекращении существования ОЭЗ.
А на создание туристско-рекреационной ОЭЗ «Ворота Байкала» в Иркутской области в 2007–2009 годах АО «ОЭЗ» израсходовало 96 млн руб. Прошло шесть лет, а работы по созданию объектов инфраструктуры не ведутся «в связи с признанием участка непригодным для создания зоны — [там] болото», говорится в комментарии Счетной палаты для РБК.
В целом расходы управляющих компаний только на разработку различных концепций, оплату консультационных и маркетинговых услуг по созданию и управлению ОЭЗ составили 578,7 млн руб. Но обоснованность этих расходов в ряде случаев вызывает сомнение, поскольку часть разработанных документов не нашла своего применения, говорит РБК представитель Счетной палаты.
Рисковали деньгами
Счетная палата говорит о «высокорискованных финансовых операциях» АО и в качестве примера приводит размещение временно свободных средств под безотзывные аккредитивы в Национальном банке развития бизнеса в 2012 году. Речь идет об АО «Курорты Северного Кавказа» (КСК), которое держало 2,6 млрд руб. в банке на момент отзыва у него лицензии в апреле 2014 года. Сейчас требования КСК включены в реестр требований кредиторов банка, а представитель компании включен в состав комитета кредиторов, указывает источник РБК, знакомый с результатами проверки.
В целом средства федерального бюджета размещались в различных кредитных учреждениях: за 2013–2015 годы АО «ОЭЗ» депонировало средства в 17 кредитных организациях по 146 договорам. Сроки размещения варьировались от 2 до 368 дней, суммы — от 100 млн до 8,5 млрд руб., сообщил РБК представитель Счетной палаты. Максимальная ставка по депозитам достигала 31% годовых, что свидетельствовало о высоком риске вложений, уточняет представитель ведомства.
Минэкономразвития известны многие выводы и проблемы, сказал РБК представитель министерства: правительство уже более года «реализует план мероприятий по совершенствованию системы управления ОЭЗ». Минэкономразвития подготовило изменения в федеральный закон об ОЭЗ, которые помогут решить большинство проблем, говорит представитель ведомства. АО «ОЭЗ» на момент подготовки материала не предоставило комментарий.
Что еще выявили аудиторы
Почти по всем ОЭЗ сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании зон, не соблюдались: на 1 января 2016 года Перспективные планы развития ОЭЗ не утверждены по 16 из 33 зон. Из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры введено в эксплуатацию только 526.
На 1 января 2016 года обязательства региональных бюджетов по особым экономическим зонам не выполнены на 41,7% (более чем на 45 млрд руб.). При этом соглашения о создании ОЭЗ не предусматривают ответственность регионов по выполнению финансовых обязательств.
АО «ОЭЗ» не обеспечило государственную регистрацию права собственности на 46 объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, — это 14,2% от общего числа объектов недвижимости АО «ОЭЗ».