Как чувствует себя в сегодняшних экономических условиях рынок железнодорожной продукции, в интервью корреспонденту РБК+ Павлу Арабову рассказал вице-президент по продажам и логистике металлургической и горнодобывающей компании «Евраз» Илья Широкоброд
Фото: Пресс-служба
— Впервом квартале производство железнодорожной продукции «Евраза» вРоссии выросло на25%, восновном благодаря повышению спроса состороныРЖД. Свидетельствуетлиэто, повашему мнению, оначале восстановления российской экономики?
— Мыдействительно видим оживление нарынке, впервую очередь строительного проката,— наступил сезонный рост спроса. Увеличение объемов производства железнодорожной продукции связано сдвумя факторами. Во-первых, выросли отгрузки вадресРЖД: монополия начала масштабную ремонтную программу, модернизацию ключевых магистралей. Проект солидный, своевременныйи, безусловно, необходимый стране. Во-вторых, мырасширили экспортные продажи— впервом квартале отправили рельсы встраны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки иБлижнего Востока, атакжеСНГ.
— «Евраз» долгое время был единственным поставщиком рельсов дляРЖД, пока виюне 2015 года «Мечел» неполучил сертификат напоставку РЖД 100-метровых рельсов. Вывидите для себя угрозу всвязи споявлением конкурента?
— Неугрозу, ноопределенный вызов—да. Наше партнерство сРЖД продолжается, оно закреплено пятилетним договором, ив этом году мыожидаем, что наши отгрузки увеличатся. Рельсовое производство «Евраза» сейчас загружено на100%. Безусловно, конкуренция мотивирует: мыпонимаем, что должны постоянно развиваться, ведь вборьбе заклиента прошлые заслуги непомогут. Мыпродолжили совершенствовать качество продукции: работали над чистотой стали, режимами прокатки, скоростью отгрузки, ипо всем фронтам серьезно продвинулись. Всероссийский научно-исследовательский центр подтвердил, что унаших рельсов при наработке более 750 млн т брутто нет дефектов, которые привелибы кизъятию. Это позволило нам более чем на50%, до700 млн т брутто, повысить гарантию нарельсы дляРЖД, атакже расширить набор рассматриваемых дефектов. Сегодня гарантия, которую предоставляет «Евраз», беспрецедентна вмировой практике.
— Ваша компания начала поставки рельсов вЛатинскую Америку. Это для вас премиальный рынок? Рынков сбыта сменьшим плечом перевозок ненашлось?
— Прежде чем выходить наиностранные рынки, мыпровели серьезную оценку: смотрели надинамику развития инфраструктуры испроса нарельсы, наличие местных производителей, конкурентов, оценивали логистику. Это парадокс, нопрямой зависимости между дальностью перевозок иценойнет, здесь много других переменных: график движения судов, наличие попутных грузов, дополнительные услуги поразгрузке. Путешествия поморю часто оказываются дешевле перевозок пожелезной дороге внутри России. Новокузнецк находится почти вцентре страны, поэтому, кудабы мыни везли рельсы— вМоскву или Находку, встраныСНГ, Европу, Азию, Африку, Америку,— логистика влюбом случае стоит денег. Латинская Америка— перспективный рынок, здесь активно развиваются железнодорожные проекты. Бразильцы охотно покупают премиальные рельсы сповышенной износостойкостью, аих цена выше.
— «Евраз» поставляет рельсы вЛатинскую Америку, Азию, наБлижний Восток, ажелезнодорожные колеса— вЕвропу иСША. Это для вас совершенно разные рынки сразличными запросами иправилами?
— Безусловно. Укаждого рынка свои правила сертификации, ичем они сложнее, тем дольше путь наэтот рынок.Так, мыуже более двух лет сертифицируем рельсы, пожалуй, для самого требовательного клиента— Немецких железных дорог. Наши рельсы уложены впуть идолжны пройти определенную гарантийную наработку. Вэтом году мырассчитываем получить документ, который откроет нам двери вЗападную Европу. Вдругих странах сертификация может ограничиваться визитом клиента назавод, где онпроводит аудит производства ипринимает партию.
Сколесами— другая история. Мыполучили TSI-сертификат натри конструкции для Европы идо конца года сертифицируем ещедве. «Евраз Нижнетагильский металлургический комбинат» внесен всписок поставщиков, одобренных Американской ассоциацией железных дорог (AAR). Тем неменее для каждой партии колес мыполучаем временные разрешения оттехнического комитетаAAR.
— Выпубликуете расширенные данные повыбросам парниковых газов ватмосферу. Это связано сторговлей квотами наэмиссию парниковых газов?
— Вопросам изменения климата исокращения выбросов парниковых газов ватмосферу сейчас уделяется особое внимание. «Евраз» ежегодно проводит инвентаризацию выбросов парниковых газов предприятиями ивключает данные вгодовой отчет. Пока что мыединственные металлурги вРоссии, кто это делает. Сторговлей выбросами парниковых газов это никак несвязано, никакой выгоды компания неимеет, так как основной объем выбросов приходится напредприятияРФ, где системы торговли выбросами или квотирования поканет. Тем неменее сейчас происходит формирование необходимой базы, как методической, так изаконодательной, для потенциального внедрения углеродного регулирования. Вкаком виде это будет сделано, покажет ближайшее будущее.