О позитивных трендах на рынке лизинга и трансформации бизнеса РБК+ рассказал генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов.
— Транспортная отрасль— одна изнаиболее пострадавших отпандемии. Какое влияние оказал коронакризис нарынок лизинга?
— Последствия пандемии коронавируса, безусловно, повлияли навсе отрасли экономики исегменты бизнеса. Сильнее всего, вчастности, пострадала авиаотрасль: заянварь—май 2020 года перевозки сократились на45% посравнению саналогичным периодом прошлого года, нос конца июня ситуация стала улучшаться засчет роста пассажиропотока навнутренних направлениях. Вместе стем ряд авиакомпаний могут пересмотреть свои планы наобновление парка воздушных судов.
Стоит отметить, что мыспециализируемся надругом авиасегменте: внашем портфеле сделки полизингу вертолетов исамолетов нерегулярных пассажирских рейсов, которые нетак остро насебе почувствовали последствия пандемии. Поэтому работа вэтих направлениях продолжается, имы планируем поитогам года удвоить этот портфель.
Кроме того, как иавиаотрасль, вперечень наиболее пострадавших отраслей включены судоходные компании. Врамках поддержки сектора внутреннего водного транспорта, вчастности морских иречных круизных перевозок, правительство выделит 320 млнруб. наисполнение лизинговых договоров. Обсуждаются также меры польготным кредитам, перенос уплаты страховых взносов идр. Постепенно отрасль восстановится. Возможно, часть недополученной выручки можно будет восполнить засчет продления навигационного периода. Сосвоей стороны, мыготовы финансировать судоходные компанииив период самоизоляции как раз заключили сделку наприобретение морского судна.
Вцелом лизинг внестабильное экономически время как раз выступает одним изинструментов привлечения инвестиций.
— Выбольше позиционируете себя как компания, работающая скрупным бизнесом?
— Мыуниверсальная лизинговая группа компаний. Это касается как предметов лизинга, так ипотребительской аудитории. Группа работает с«Вертолетами России», компаниями «Велесстрой», «Ростелекомом», Eriell ипрочими представителями реального сектора экономики. Сдругой стороны, нашими клиентами являются тысячи малых исредних предприятий (МСП), которые нетолько участвуют впроизводственных цепочках крупного бизнеса, нои сами являются производителями. Ихинтерес, как правило, связан сбыстрым финансированием для решения оперативных задач, издесь мытоже готовы подставить надежное плечо.
Мыуспешно взаимодействуем спредприятиями изразных отраслей, носейчас делаем ставку наразвитие направления автолизинга. Этот рынок еще очень далек отнасыщения. Вначале 2020 года кнашей группе присоединилась компания Carcade (в конце марта «Газпромбанк Лизинг» закрыл сделку поприобретению доли 68% в уставномкапиталеООО«Каркаде», еще 32% перешли дочерней компании Газпромбанка «Новые финансовые технологии».— РБК+), которая является одним излидеров влегковом премиальном сегменте рынка, имеет богатую экспертизу вэтой сфере. Раньше завсе отвечала наша «дочка»— «Газпромбанк Автолизинг», которая больше сильна впродажах коммерческой техники. Теперь каждая компания будет отвечать засвой профиль навысоком профессиональном уровне, взаимодополнять друг друга, делиться опытом.
— Основными драйверами роста рынка автолизинга допандемии были сервисы каршеринга. Как самоизоляция отразилась насостоянии бизнеса основных клиентов рынка автолизинга?
— Из-за COVID-19 ивынужденного введения режима самоизоляции разрушились целые цепочки внутри крупных бизнесов.Это, всвою очередь, негативно отразилось насегментеМСП. Попредварительным экспертным оценкам, втекущем году авторынок недосчитается 20–30% отпрошлогодних объемов, аэто1,76 млн реализованных машин. Кпрежним цифрам авторынок вцелом вернется нераньше, чем через парулет. Сегментуже автолизинга вэтом году влучшем случае удастся повторить показатели 2019 года, когда объем нового бизнеса составил 570 млрдруб.
Ноесть ипозитивные тренды. Втекущих условиях растет доля лизинга вструктуре продаж автотехники. Например, влегковом сегменте авторынка внашей стране нализинг приходится всреднем лишь около 11%. Для сравнения: вЕвропе соответствующий показатель— 30%, вСША— 60%. Согласно нашим прогнозам, поитогам текущего года через лизинговые схемы наавторынке будет реализовываться 13% легкового автотранспорта. Это сделает механизм привлекательнее вглазах производителей техники, азначит, позволит говорить опредоставлении лучших условий для корпоративных клиентов.
— Пандемия повлияла напроцессы управления ипринятия решений вкомпании?
— Коронакризис испытал абсолютно всех руководителей напрочность иповлиял наметоды управления компанией вцелом. Мыпривыкли сначала разрабатывать стратегии, ауже после работать сконечным потребителем. Нос середины марта все моментально оказались всовершенно новых экономических исоциальных условиях, истало понятно, что классические методы управления бизнесом неработают. Многие решения пришлось принимать воперативном режиме— переходить надистанционную работу склиентами ипартнерами, переводить наудаленку персонал.
Вкризис необходимо сохранять здоровое спокойствие, здравый оптимизм иуверенность всвоих действиях. Именно эти качества менеджмента для меня всегда вприоритете. Для паники места недолжно быть. Поэтому группа «Газпромбанк Лизинг» успешно перенесла сложные времена, непросив помощи угосударства.
Важно отметить, что лизинговый рынок находится вплотной связке совсеми отраслями экономики. Поэтому мынезамедлительно приняли решение оразработке собственных мер поддержки для наших клиентов, которые испытывали впериод ограничений проблемы сисполнением договорных обязательств. Иесли спредставителями крупного корпоративного бизнеса мыработали индивидуально, точечно, тодля компаний МСП был разработан целый пул мер поддержки. Вчастности, предоставили возможность нанесколько месяцев заморозить платежи примерно 45% клиентов. Таким образомнетолько импомогли продержаться наплаву вкритической ситуации, нои закрыли свои риски.
Кроме того, впериод самоизоляции мызапустили программу трейд-ин для клиентовМСП. Клиент может пополнить или обновить автопарк без аванса— мыпросто засчитываем вкачестве авансового платежа стоимость имеющегося унего автомобиля. Благодаря этомуИПили представители МСП могут взять влизинг дополнительное количество транспорта вцелях расширения бизнеса без отвлечения оборотных средств.
— Эксперты отмечают, что пандемия стала катализатором для процесса цифровизации вразных отраслях.
— Действительно, пандемия исвязанные сней ограничительные меры убедили нас внеобходимости дальнейшего развития онлайн-каналов продаж иускорили принятие соответствующих решений. Онлайн-автолизинг— заключение сделок полностью вцифровом формате, который тестировался науровне пилота только вМосковском регионе, был быстро масштабирован навсе 26представительств «Газпромбанк Автолизинг» поРоссии. Клиенты также получили возможность через личный кабинет осуществлять мониторинг штрафов ГИБДД, контролировать платежи иполучать бухгалтерское сопровождение.
Впериод действия ограничительных мермы, как идругие компании, использовали электронный документооборот иподписание договоров лизинга ипоставки спомощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). Скрупным бизнесом таким образом мызаключали даже миллиардные сделки.
Авот вавтомобильной отрасли есть мнение, что клиенты вбольшинстве своем консервативны при выборе автомобиля, имнужны автосалоны, чтобы «пощупать» товар при покупке. Ностатистика говорит обобратном: выбор транспортного средства уже давно происходит онлайн (например, вYouTube). Согласно данным исследования агентства ANK Research & Consulting, 60% потенциальных покупателей заинтересованы вовнедрении индивидуальных консультаций свидеопрезентацией автомобиля.
— Получать лизинговые продукты иуслуги стало проще?
—Да, все упростилось, особенно для клиентовМСП. Для новых клиентов поавтолизингу мыразработали дополнительные скидки налегковой игрузовой транспорт, улучшили условия страхования иперевели обслуживание действующих договоров вонлайн. Кроме того, увеличили долю быстрых продуктов, когда принятие решений осуществляется без выезда кклиенту.
Повторным клиентам для рассмотрения заявок наочередное финансирование больше ненужно заново предоставлять документы, скидка накаско составляет теперь 15%, ауслуга мониторинга иоплаты штрафов ГИБДД оказывается бесплатно.
Важно, что параллельно изменения происходят ина стороне поставщиков транспорта: автосалоны (например, мультибрендовые «Рольф» и«Максимум») готовы доставлять предмет лизинга прямо поадресу клиента. Это новый тренд вавтомобильной истории, который, безусловно, нужно развивать. Даже когда бизнес клиента держался наплаву ион готов был заключать новые договоры лизинга вцелях расширения деятельности, передача транспорта затруднялась из-за закрытых дилерских центров. Понашим данным, кконцу апреля, когда авторынок рухнул на70%, встране полностью функционировали лишь 19% салонов. Восстановили работу дилеры лишь кконцумая. Таким образом, реализация услуги доставки автомобиля доклиента решает проблему передачи транспорта вкризисной ситуации ив разы улучшает клиентский опыт. Поданным ANK Research & Consulting, 73% респондентов заинтересованы вполучении автомобиля вудобном для них месте.
Вэтом году российский рынок лизинга отмечает 30-летие. «Газпромбанк Лизинг» уже добрую половину этого срока представлен нарынке— нам 17лет. Мыпережили неодин кризис. Итекущий, связанный сCOVID-19, тоже переживем, потому что продолжаем работать над укреплением рыночных позиций.