Статистика зафиксировала резкий — на 37% — рост производства пивных напитков в России за первые девять месяцев 2017 года. Под такие напитки ради экономии на акцизах могут маскировать слабоалкогольные коктейли, заявили РБК эксперты
За первые девять месяцев 2017 года производство пива снизилось на 4,6%, до 555,8 млн дал, подсчитал РБК на основе данных Росстата. При этом производство пивных напитков, в которых доля пива в объеме готовой продукции должна составлять минимум 40%, увеличилась за тот же период сразу на 37,4%, до 58,5 млн дал. Годом ранее выпуск пивных напитков увеличивался более скромными темпами. За девять месяцев 2016-го их производство выросло, по данным Росстата, лишь на 5,1%, до 42,56 млн дал.
В реальности столь значительного увеличения выпуска пивных напитков в 2017 году не произошло, уверен исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. «Рост этой категории происходит за счет того, что недобросовестные производители слабоалкогольной продукции выдают ее за пивные напитки, — считает Мамонтов. — К этому их подталкивает экономическая выгода в виде меньшей ставки акциза».
Исходя из действующих с 1 января 2017 года налоговых ставок, производитель должен выплачивать за 1 л слабоалкогольных коктейлей крепостью 7% акциз 29 руб. В то время как акциз на пивные напитки составляет 21 руб. за литр. Производство слабоалкогольных напитков (с содержанием спирта не более 9%) за девять месяцев 2017 года снизилось, по данным Росстата, на 1,8%, до 4,78 млн дал.
«Производители слабоалкогольных коктейлей, не желая платить акцизы по закону, в очередной раз решили замаскировать» свою продукцию, согласен с пивоварами член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Он напоминает, что в 2016 году многие производители коктейлей выдавали свои напитки за сидр и медовуху, а после повышения акциза на эти напитки с 9 до 21 руб. за литр «ушли» в сегмент пивных напитков. Об этом говорят и данные Росстата: за девять месяцев 2016-го было выпущено 16,8 млн дал сидра, пуаре и медовухи, а в январе—сентябре 2017-го — только 4,7 млн дал.
При экономии производителями «псевдопивных напитков» на одном литре 8 руб. акциза бюджет недополучит в этом году 1 млрд руб., подсчитал Небольсин.
В Союзе российских пивоваров считают, что проблема кроется в несовершенстве законодательного определения «пивной напиток». «В большинстве случаев абсолютно очевидно, что, если на лицевой стороне упаковки крупно написано «Джин-тоник», а на задней мелко — «напиток на основе пива», такой напиток никакого отношения к пиву не имеет», — подчеркивает Мамонтов.
Некоторые производители слабоалкогольной продукции действительно меняют вид выпускаемых напитков, свидетельствуют данные Федерального реестра алкогольной продукции. В марте 2016-го ООО «Рудо-Лакинский пивзавод» подало уведомление об обороте фруктового сидра «Блейзер» со вкусом джин-тоника», а спустя год — на пивной напиток «Коктейль Блейзер» со вкусом джин-тоника». Рязанское ООО «Астра» в апреле 2016-го проинформировало о начале производства медовухи «Мр.Твистер» со вкусом «коньяк-миндаль», зимой 2017-го — пивного напитка под тем же названием. Получить комментарии по существу в компаниях не удалось.
Выделить из общего числа проданных пивных напитков долю «недобросовестных» практически невозможно, считает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям российского офиса AB InBev Ораз Дурдыев. По его мнению, это можно сделать только за счет проверок в рамках деятельности Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования и правоохранительных органов.
Росалкогольрегулирование на постоянной основе проводит контрольные мероприятия, в ходе которых выявляется слабоалкогольная продукция, указанная в декларациях как пивные напитки, заявил РБК представитель ведомства Александр Куликов. Уличенные в этом производители привлекаются к административной ответственности, кроме того, им доначисляется акциз, добавил Куликов, не уточнив сумму.
Производство пива в России падает несколько лет подряд, и 2017 год не станет исключением. Ранее Союз российских пивоваров прогнозировал, что рынок пива в этом году может снизиться на 5%, и оснований для пересмотра негативного прогноза в отрасли нет, говорят в союзе. В 2016-м было произведено 781 млн дал пива и пивных напитков, в этом году производство может снизиться до 741,6 млн дал.