Министр культуры РФ Владимир Мединский неожиданно резко высказался в адрес французской компании Danone. Поводом для недовольства стало использование производителем молочной продукции образов из советских мультфильмов
Министерский привет
«В свое время «Союзмультфильм» передал все свои права на персонажей разным компаниям и получал роялти не напрямую от пользователей, — напомнил Мединский в ходе дискуссии на одной из площадок ПМЭФ-2016. — Например, компания Danone. Привет ей передаю, будут у вас проблемы. Обещаю. В ближайшее время».
Мединский не пояснил, какого рода проблемы он обещает производителям молока и творожков, а также не упомянул, каких персонажей «Союзмультфильма», используемых Danone, он имеет в виду.
Образы из вышедшего на экраны в 1978 году советского мультфильма «Трое из Простоквашино», снятого по книге Эдуарда Успенского «Дядя Федор, кот и пес», компания Danone использует в оформлении упаковки и в рекламной кампании продукции под брендом «Простоквашино». Центральным персонажем бренда молочной продукции является мультипликационный образ кота Матроскина, созданного художником-мультипликатором Николаем Ерыкаловым и озвученным в оригинале Олегом Табаковым.
Вице-президент по качеству «Danone Россия и СНГ» Марина Балабанова заявила ТАСС, что права на бренд «Простоквашино» были «приобретены и надлежащим образом оформлены у человека, который придумал эту историю». Она уточнила, что речь идет о писателе Эдуарде Успенском.
Самый растущий
Бренд «Простоквашино» перешел к Danone в 2010 году после покупки российской компании «Юнимилк». Марка существует с 2002 года, когда «Юнимилк» заключил соглашение о ее использовании с Эдуардом Успенским. Подробности соглашения никогда не раскрывались.
В 2008 году компания провела масштабный рестайлинг «Простоквашино» — дизайнеры из брендингового агентства Depot WPF создали нынешний образ продуктовой линейки. После этого продажи «Простоквашино» резко выросли. Сейчас одного только молока с Матроскиным на этикетке продается 27 млн бутылок в месяц, рассказывала РБК в сентябре 2015 года представитель Danone Валерия Трифонова. «Простоквашино» было самым быстрорастущим брендом среди всех продуктов Danone в мире, рассказывала она.
С 2009 года «Простоквашино» является одним из наиболее успешных молочных брендов, неизменно входя в топ-3 по объемам продаж. По данным Nielsen, на молочные продукты под этой маркой за февраль—март 2015 года пришлось 10% всего российского рынка.
Судебные перспективы
Как следует из данных Роспатента, компании «Юнимилк» принадлежат несколько десятков зарегистрированных товарных знаков «Простоквашино» — как графических, содержащих изображение героев мультфильма, так и словесных. Лицензиатами этих знаков являются молокозаводы, входящие в группу Danone. Первые регистрации товарных знаков «Простоквашино» датированы 2005 годом. Роспатент продолжает регистрировать новые товарные знаки «Простоквашино» для расширения линейки продукции и сейчас.
Права на коммерческое использование персонажей советских мультфильмов принадлежат создавшим их киностудиям, в данном случае «Союзмультфильму». В октябре 2015 года Верховный суд РФ подтвердил это решение, отметив, что именно киностудии, а не сценаристы или художники имеют приоритетное право коммерческого использования советского мультипликационного наследия.
По мнению адвоката Владимира Постанюка, «Союзмультфильм» имеет право обратиться в суд с требованием признать неправомерным использование образа мультипликационного героя. «Результат предсказать сложно, многое будет зависеть от того, кого суд признает обладателем авторских прав на используемый Danone образ, — говорит юрист. — Образ, используемый в рекламе, не всегда можно признать идентичным тому, что был в мультфильме: другие детали, другое озвучивание и т.д». Эксперт говорит, что если «Союзмультфильму» все же удастся доказать неправомочность использования образа, то штраф для компании может быть весьма существенным. «Сумма нанесенного ущерба будет исчисляться, исходя из суммы прибыли, полученной при помощи этого товарного знака. Для этого будут назначены соответствующие экспертизы. Исходя из колоссальных объемов продаж продукции под брендом «Простоквашино», речь может идти о больших деньгах», — считает Постанюк.
Прежняя критика
Нынешний случай не первый, когда высокопоставленные чиновники резко высказываются в адрес Danone. В ноябре 2014 года экс-министр сельского хозяйства Николай Федоров, выступая на открытии молочного производства в Омске, обрушился с критикой на французскую компанию и PepsiCo. Он, в частности, заявил: «В этих [зарубежных] продуктах максимум 20% настоящего молока, остальное — преобразованное в молочную смесь кокосовое, пальмовое масло и другие добавки» (все цитаты по ТАСС). Федоров попросил губернаторов обратить внимание «на деятельность таких крупных производителей, как «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo), «Юнимилк» (Danone), на рынке молока и не позволять им выкачивать средства из регионов, снимать «сливки» с дешевого сырья, которое производят наши небогатые крестьяне». По словам министра, «получается, что государство производство молока субсидирует из бюджета, а они его по дешевке скупают и фактически перекачивают себе огромные деньги».
В ответ компания Danone назвала заявление министра «прямой клеветой, наносящей ущерб репутации компании как в России, так и во всем мире», и потребовала опровержения этой информации. К урегулированию конфликта был подключен вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, пригласивший в Белый дом представителей Danone и PepsiCo. Он заверил, что у правительства России и у Роспотребнадзора нет претензий к качеству молочной продукции, производимой этими транснациональными компаниями в России. Министр сельского хозяйства Николай Федоров вскоре после этого случая лишился поста.