18, Ноябрь 2016

Возвращение протекционизма: к чему приведет торговая политика Трампа

Смена администрации США может вызвать торможение многосторонних переговоров в рамках ВТО, а впоследствии и снижение темпов роста мировой экономики

После победы Дональда Трампа на президентских выборах возникает множество вопросов к его будущей торговой политике. В его стодневной программе действий, опубликованной в конце октября, было выделено семь целей в этой сфере. Наиболее радикальные из них:

1. Выход из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) в первый же день вступления Трампа на пост президента.

2. Пересмотр положений Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) для обеспечения более выгодных условий американским производителям или выход из соглашения в случае отказа сторон принять новые условия.

3. Принятие мер в отношении «недобросовестного субсидирования» и «незаконного использования интеллектуальной собственности американских компаний» в Китае.

Транстихоокеанское партнерство

Администрация Барака Обамы возлагала большие надежды на последнюю сессию уходящего состава конгресса, когда еще оставался шанс на достижение прогресса в отношении ТТП. Однако лидеры обеих партий в конгрессе уже высказались о невозможности ратификации текущей версии соглашения. Сенатор-демократ Чарльз Шумер на встрече с главами профсоюзов заявил, что данная сделка не получит одобрения. А лидер Республиканской партии Митч Макконелл дал отрицательный ответ на вопросы о возможности рассмотрения ТТП на последней в 2016 году сессии конгресса.

В то же время премьер-министр Японии Синдзо Абэ, который является сторонником ТТП, заявил, что попытается убедить избранного президента ратифицировать соглашение. А министр торговли Новой Зеландии Тод Макклей на прошлой неделе призвал парламент к ускорению работы над ратификацией соглашения о ТТП.

Впрочем, нельзя исключать и того, что Трамп пересмотрит свою позицию, как это, например, произошло с Бараком Обамой: до вступления на пост президента он был настроен против заключения соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, впоследствии же оно было подписано на несколько других условиях и стало одним из наиболее продвинутых подобных соглашений.

Соглашение о ТТП изначально было инициативой США — ответом на возрастающую роль Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И оно вступит в силу только в том случае, если на страны, ратифицировавшие соглашение, придется не менее 85% совокупного ВВП всех стран-участниц. Очевидно, что без США соглашение невозможно. А так как на долю партнеров по ТТП приходится более 44% экспорта товаров и 27% экспорта услуг США, маловероятно, что Вашингтон будет готов потерять свои позиции в регионе.

В случае же провала этого проекта другие страны, вероятно, направят усилия на завершение переговоров по ВРЭП (Всестороннее региональное экономическое партнерство), которое является альтернативой ТТП, предложенной Китаем. В случае успешного завершения переговоров по ВРЭП США для сохранения позиций в регионе, скорее всего, станут придерживаться стратегии развития двусторонних соглашений с крупнейшими торговыми партнерами (в частности с Японией, на долю которой приходится 5,2% их торгового оборота).

В отличие от ТТП соглашение о ВРЭП носит менее всеобъемлющий характер. В переговоры не включены такие вопросы, как электронная коммерция, государственные закупки, вопросы труда и занятости, меры торговой защиты, права человека. Поэтому провал переговоров по ТТП может привести к общему снижению стандартов международной торговли.

NAFTA

Необходимость пересмотра договоренностей Североамериканского соглашения о свободной торговле Трамп обосновывает тем, что, по его мнению, Мексика манипулирует НДС, превращая налог в экспортную субсидию на поставки в США и импортный барьер для американских товаров. На самом деле это не так. На торговлю НДС оказывает такое же влияние, как и налог с продаж. При этом советники Трампа не считают, что налог с продаж в США является препятствием для импорта или стимулом для экспорта. Кроме того, некоторые мексиканские товары имеют больше конкурентных преимуществ по сравнению с американскими, хотя Трамп и связывает это лишь с фискальной политикой.

Несмотря на опасения Мексики и Канады потерять преференциальный доступ на американский рынок, министр экономики Мексики Ильдефонсо Гуахардо заявил, что «речь не идет о пересогласовании NAFTA» и рассматривается только возможность «разъяснения стратегической важности этой сделки». Канада также согласна пока лишь на обсуждения.

Пересмотр договоренностей по NAFTA может подорвать доверие других стран к США при заключении с ними в будущем торговых соглашений или совместном участии в многосторонних инициативах.

Торговля с Китаем

Трамп хочет ввести меры против Китая в связи с предполагаемой манипуляцией юанем — намеренной девальвацией валюты с целью стимулирования экспорта. Однако это не так легко доказать, так как с 11 декабря Китай официально может быть признан рыночной экономикой. Согласно протоколу о присоединении Китая к ВТО, подписанному в декабре 2001 года, другие страны-члены могут рассматривать Китай в качестве нерыночной экономики до 2016 года.

Отдельные опасения вызывает применение Китаем недобросовестных субсидий. Администрация Обамы уже обвиняла Китай в их использовании (особенно в сельском хозяйстве) и принимала ответные меры, которые Трамп критиковал как «слишком мягкие». Однако Обама придерживался более последовательной стратегии — одной из его целей было повышение конкурентоспособности США на азиатско-тихоокеанском рынке при помощи ТТП, которое исключает Китай. Поскольку Трамп выступает против ТТП, которое могло бы стать механизмом для сдерживания Китая, одним из предложений его кампании стало введение 45-процентного налога на китайские товары. На практике провести такой закон будет крайне сложно, так как право налагать тарифы на иностранные товары принадлежит конгрессу.

Согласно отчету американской Комиссии по интеллектуальной собственности, «ежегодно китайские компании незаконно используют интеллектуальную собственность американских компаний на общую сумму более $200 млрд». Трамп заявил, что будет использовать «все законные полномочия президента» для устранения этой проблемы, включая «тарифы и налоги». Данное заявление вполне можно интерпретировать как намерение объявить Китаю «торговую войну».

В своих тезисах Трамп делает отсылку, в частности, к разделу 301 Закона о торговле 1974 года, согласно которому президент США имеет полномочия «принять все необходимые меры, в том числе ответные меры, чтобы нивелировать последствия любых действий, политики иностранного правительства, которое нарушает международное торговое соглашение, или носит дискриминационный характер, или ограничивает торговлю США». В прошлом ВТО уже критиковала эту норму, однако никаких мер принято не было.

Глобальные последствия

Результатом пересмотра приоритетов торговой политики США могут стать общая стагнация создаваемых мегаблоков, еще большее торможение многосторонних торговых переговоров в ВТО, переориентация на развитие двусторонних торговых соглашений и, как следствие, общее снижение экономического роста.

В то же время можно предполагать, что в интересах развития экономики страны и сохранения доверительных торговых отношений с крупнейшими партнерами США Трамп не будет предпринимать радикальные действия. В любом торговом соглашении есть как выигрывающие, так и проигрывающие отрасли, поэтому в случае с ТТП, например, необходимо просто найти механизмы перераспределения выгод для американских производителей.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Источник