Почти половина российских студентов получает образование на платных отделениях вузов. Сейчас их учебу оплачивают родители, а государственные программы поддержки студентов-контрактников только начинают развиваться.
Вроссийской системе образования сегодня насчитывается 724 вуза (495 государственных и229 частных) иоколо 4млн студентов, таковы данные статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование вцифрах: 2020»). Несмотря навнушительное количество частных вузов, вних получает образование менее 10% отобщего числа студентов.
При этом больше половины всех российских студентов внастоящее время учится надоговорной основе— наплатных отделениях государственных вузов, утверждают вНИУВШЭ.
Пандемия ипадение доходов россиян заставили обратить напроблему внимание правительства, ив 2020 году пропорция изменилась впользу бюджетных мест. Как следует изподготовленного специалистами НИУ ВШЭ «Мониторинга качества приема ввузы», наочные бюджетные места вгосвузы впрошлом году было зачислено318,7тыс. абитуриентов, наплатные –177,5тыс. Около14,3тыс. выпускников школ поступили внегосударственные вузы.
В2021/22 учебном году попланам Минобрнауки число бюджетных мест для поступающих навсе формы обучения вырастет еще на47тыс. исоставит 422тыс. Львиную долю этих мест распределят среди региональных университетов.
Кроме того, минимум бюджетных мест останется напопулярных специальностях, закоторые люди готовы платить. Сохранится впользу платных мест исоотношение втоповых столичных вузах.Так, судя поконтрольным цифрам приема в2021 году, на437 бюджетных мест вбакалавриат МГИМО МИД России сейчас приходится 754 договорных. ВНИУ ВШЭ (в Москве) — 2420 и3595 соответственно, ав РЭА имени Плеханова— 626 и2715 соответственно.
Цена науки
Университетское образование финансируется изтрех источников, говорит ректор Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев. Это государственная субсидия, средства частных компаний, оплачивающих обучение целевиков, иличные средства граждан. Так дело обстоит вовсей высшей школе, меняться может только пропорция. Например, вСФУ наплатной основе учится 30% студентов.
Стоимость обучения одного студента-бюджетника вгосударственных вузах едина для всей страны, иснизить еевузы неимеют права, объясняет Румянцев. Могут повысить, нотогда это надо обосновать наличием дополнительных услуг или особенностями реализации образовательной программы.
Стоимость договорного обучения неподлежат государственному регулированию иопределяется спросом— тут действуют чисто рыночные механизмы. Всреднем постране в2019 году семестр обучения наплатном отделении стоил порядка 75тыс.руб., таковы данные НИУВШЭ.
При этом раскрученный бренд позволяет ведущим российским вузам зарабатывать значительно больше. Кпримеру, цена семестра обучения поспециальности «Международные отношения иэнергетическая дипломатия» вМГИМО составляет 310тыс.руб. Поспециальности «Дизайн» вНИУ ВШЭ— 345тыс.руб., поспециальности «Перевод ипереводоведение (восточные языки)» вМГЛУ (ИнЯз имени Мориса Тореза) —194,5тыс.руб.
Образовательный кредит
Для поддержки студентов-контрактников есть две основные государственные программы: оплатить обучение можно средствами материнского капитала либо воспользовавшись образовательным кредитом. Программа образовательного кредитования только набирает обороты, ноблагодаря льготной процентной ставке впоследние два года интерес кней растет, говорит руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуза проекта «5–100») Людмила Панкова. Сейчас такие кредиты выдают Сбербанк иПочта Банк. Спрошлого года процентная ставка установлена в3%, альготный период продлен навесь срок обучения плюс три дополнительных месяца.
Льготное кредитование моглобы повысить доступность высшего образования встране, нопока оно практически неработает, считает председатель комиссии Мосгордумы пообразованию Евгений Бунимович. Поего словам, содной стороны, вРоссии недостаточно стабильная финансово-экономическая система. Сдругой, вотличие отбольшинства стран мира вРоссии даже отличная учеба всильном престижном вузе негарантирует успешного трудоустройства, которое позволит выплатить кредит. Поэтому банки неочень верят, что имвернут деньги, астуденты боятся попасть вкредитную кабалу.
«Конечно, банки пробуют работать скредитами, асуществующие при них благотворительные фонды могут даже профинансировать учебу несколько человек. Новсе это лишь отдельные примеры, ане система. Система— это кошелек родителей»,— констатирует Бунимович.
Кто платит застудента
Главные спонсоры студентов-контрактников, конечно, ихпапы имамы, соглашается ректор Уральского федерального университета (УрФУ) Виктор Кокшаров. Однако внаше время многие студенты работают иплатят заучебу самостоятельно. Развивается система целевого приема, когда оплату обучения берет насебя заинтересованный встуденте будущий работодатель.
Кроме того, существует приказ Минобрнауки РФот 6июня 2013 года №443, который позволяет студенту-контрактнику перейти набюджет при условии, если онзакроет на«отлично» две сессии подряд, напоминает Людмила Панкова. Однако такую возможность сильно ограничивает оговорка «при наличии вакантных бюджетных мест».
Развивают российские вузы исобственные программы поддержки. «Как илюбой университет, мызаинтересованы вцелеустремленных талантливых студентах истараемся вмеру своих возможностей снять сних бремя финансовой нагрузки»,— говорит Максим Румянцев.Так, благодаря действующей вСФУ программе, набравший определенное количество баллов студент может получить рассрочку пооплате обучения, атакже ощутимую скидку— от10 до50%. Кроме того, университет может назначить годовую стипендию ректора— для самых успешных студентов она равна стоимости двух семестров обучения.
ВУрФУ сэтого учебного года студенты социально-гуманитарных иэкономических направлений пользуются грантовой системой, рассказывает Виктор Кокшаров. Сумма гранта отуниверситета зависит отбаллов ЕГЭ иуспеваемости студента иможет полностью или частично покрывать стоимость обучения.
Кроме того, ввузе предлагают игибкую систему скидок, благодаря которой можно сэкономить настоимости обучения до40%. Скидки зависят отместа вучебном ивнеучебном рейтинге. Причем воспользоваться такой возможностью может нетолько узкий круг самых талантливых студентов, апрактически каждый. «Перерасчет ежегодно получают от30 до40% наших студентов-контрактников»,— уточняет ректор УрФУ.
Пословам Кокшарова, инструменты поддержки наиболее развиты вгосударственных вузах, особенно крупных имногопрофильных: «Мы располагаем широкими возможностями иразными источниками для поддержки студентов, втом числе иадресной»,— отмечает эксперт.
Недооцененные частники
Стараются находить возможности субсидирование оплаты для своих лучших студентов ичастные вузы, добавляет омбудсмен всфере образования при уполномоченном президентом России поправам предпринимателей Амет Володарский. Хорошие вузы создают совместные кафедры илаборатории сбизнесом, который отбирает себе сотрудников еще совторого-третьего курсов иоплачивает ихобучение, говоритон.
Большое количество платных мест вгосударственных вузах приводит ксоциальной напряженности, считает Амет Володарский. «В некоторых изних обучаются платно уже две трети студентов. Такие вузы выставляют самые высокие цены»,— напоминает омбудсмен.
Поего мнению, коммерческую нишу должны занимать сугубо частные организации. Более того, врамках госзаказа они моглибы компенсировать какие-то программы, которых нет вгосударственных вузах, как это делается вомногих странах. Покаже бюджетные места есть только в5% имеющих государственную аккредитацию частных вузов.
«Большинство европейских стран неделят образование нагосударственное ичастное. Определяющим являетсято, имеютли вузы хорошие программы исильную школу»,— продолжает Володарский. Поего словам, взнаменитых частных Кембридже иСорбонне студенты учатся бесплатно засчет грантов истипендий. При этом тотже Кембриджский университет может привлечь ккакому-то своему проекту идругие частные вузы, втом числе российские. «У нас этого почему-то боятся. Хотя качество образования, например, вгуманитарной сфере может быть значительно выше именно вчастных вузах, вкоторых помимо государственного образовательного стандарта дополнительно выполняются имеждународные— для того чтобы ихвыпускники были максимально конкурентоспособны»,— резюмирует Амет Володарский.
Автор:
Ирина Резник.