Потери телеканалов из-за отсутствия российских спортсменов на Олимпиаде в Бразилии будут незначительными. Больше всего может пострадать «Матч ТВ», чья вещательная сетка построена на освещении спортивных событий, считают эксперты
В случае дисквалификации национальной команды основным пострадавшим игроком на телевизионном рынке рискует стать «Матч ТВ». Для спортивного канала Олимпиада наравне с прошедшим чемпионатом Европы по футболу во Франции — ключевое событие года, во время которого доля и количество зрителей должны планово расти, считает руководитель департамента платного ТВ и медиаконтента консалтинговой компании J’Son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. По его оценке, «Матч ТВ» может недобрать до «половины аудитории и денег в августе», из-за чего годовой план по обоим показателям (аудитории и доходам) рискует быть недовыполнен на 5–7%.
Потери «Первого канала» и «России 1», которые также получили право на трансляцию Олимпиады, не превысят 5% от плана продаж на август и будут незаметны по итогам 2016-го, говорит Колесов. По его словам, обычно в соглашениях учитывается форс-мажор, но в него не входят такие условия, как «неучастие российских атлетов». «Расторгнуть договоры без санкций у рекламодателей не получится», — отмечает аналитик.
Опрошенные РБК эксперты сходятся во мнении, что отсутствие российских спортсменов на Олимпиаде если и скажется на рейтингах трансляций, то «не критично». Гораздо более значимым фактором является время выхода трансляций. «Только малая часть соревнований начинается в Бразилии с утра. По Москве это временной интервал с 15 до 18 часов», — отмечает гендиректор агентства Havas Sports & Entertainment Мария Гаврилова. Даже если соревнования состоятся в 15:00 по местному времени, по московскому времени они выйдут в эфир после 23:00, напоминает Колесов.
«В целом мы не ожидали высоких рейтингов, даже если бы наша сборная принимала участие в Играх в полном составе», — отмечает гендиректор агентства Havas Sports & Entertainment Мария Гаврилова.
Для сравнения, по данным TNS, в топ-10 рейтинговых трансляций прошлой летней Олимпиады, прошедшей четыре года назад в Лондоне, вошло лишь одно событие, эфир которого начинался после 23:00 по Москве, — церемония закрытия Игр, которую транслировал телеканал «Россия 1».
Помимо фактора, связанного с временными поясами, интерес к летним Олимпиадам у российских зрителей традиционно ниже, чем к зимним, что также учитывается продавцами рекламы и рекламодателями, говорит источник РБК на медиарынке.
Олимпиада никогда не давала российскому телевидению «сверхрейтингов», согласен управляющий директор агентства OMD Fuse Антон Ефимов. «Рекламной выручки каналы тоже не лишатся. Потеряют лишь те, кто платил за права трансляций, но, уверен, обсуждение изменения цены возможно, поскольку права продает МОК, который и принимает решение об участии или отстранении российской сборной», — объясняет Ефимов.
Трансляции Олимпиады в Рио-де-Жанейро между собой поделили три федеральных вещателя — «Первый канал», ВГТРК (телеканал «Россия 1») и «Газпром-Медиа холдинг» (телеканал «Матч ТВ»). «Первый канал» и «Россия 1» традиционно разделят между собой трансляции церемоний открытия и закрытия Игр, а также трансляции самых рейтинговых соревнований, рассказывал ТАСС в начале мая генеральный продюсер «Первого канала» Александр Файфман. «Матч ТВ» также достался «достаточно большой пакет», говорил он. Точного расписания трансляций телеканалы пока не обнародовали. На предыдущей летней Олимпиаде в Лондоне в 2012 году в топ-10 самых рейтинговых трансляций первые семь позиций у «Первого канала», следует из данных, предоставленных РБК компанией TNS.
Самым рейтинговым событием стал финал мужского волейбольного турнира Россия — Бразилия, который получил рейтинг 4,2% и долю 18,1% среди всех россиян старше четырех лет.
Представители «Первого канала» и ВГТРК отказались обсуждать с РБК, как неучастие сборной России в Играх-2016 может сказаться на их рейтингах и рекламной выручке. В «Газпром-Медиа» комментарий на момент публикации не предоставили.