Представления об элитном жилье быстро меняются. Обитатели высокобюджетной недвижимости уже не стремятся принимать гостей у себя в квартире, более активно используют террасы, придомовую территорию и общие пространства.
Не«милей» единой
Престижные встолице места проживания давно уже неограничиваются «золотой милей», расположенной втреугольнике между Пречистенкой иодноименной ейнабережной Москвы-реки. Исключительно этой локацией сейчас интересуются разве что некоторые приезжие изрегионов, чьи представления обэлитном сегменте сильно устарели. «Звонит покупатель, скажем, изВладивостока или Тюмени иговорит: хочу только Остоженку»,— рассказывает генеральный директор риелторского агентства Tweed Ирина Могилатова.— Ачто ему делать наОстоженке, если унего четверо детей, атам нет нишкол, низелени? Известно, что социальная инфраструктура ипарки— слабые места «золотой мили». При этом онищет жилой комплекс наОстоженке просто потому, что ему кто-то давным-давно сказал, что жить надо именно там».
Остоженку иее окрестности, впрочем, по-прежнему готовы рассматривать многие, нолишь как один извариантов. Тем более что выбор велик: нарынке затоваривание. «Сейчас вцентре Москвы своих покупателей достаточно долго ищут такие высококлассные, готовые кзаселению клубные дома, которые раньше даже нерекламировались, потому что расходились поограниченному кругу лиц еще наначальном этапе проекта»,— утверждает директор департамента продаж компании KRProperties Игорь Быченок.
Располагаться элитные дома могут практически где угодно, асамые подходящие для элитки точки были опробованы еще назаре становления рынка, в1995–1997 годах. «Девелоперам вбольшинстве случаев удалось угадать— карта престижных районов стех пор несильно изменилась,— говорит управляющий партнер компании Point Estate Павел Трейвас.— «Тест наэлитность» непрошли, пожалуй, только Сокольники (одни изпервых элитных домов были построены наулицах Маленковской, Большой Остроумовской, Короленко, Большой Красносельской). Востальных районах элитное строительство успешно продолжилось— изменились только его плотность, качество иархитектурный стиль».
Поколичеству новых предложений лидируют часть Хамовников, расположенная запределами Садового кольца, атакже Замоскворечье. Имв спину дышат Пресненский район иЯкиманка, которые постоимости квартир могут дать фору Остоженке. Остальные локации Центрального округа пока отстают, носовсем ненамного.
Изгнание гостей
Если элитные локации вцелом остались прежними, хотя ипоменялись местами врейтинге популярности, тос потребительскими свойствами самого жилья произошли куда более серьезные метаморфозы. Довольно долго нарынке господствовала тяга кгигантомании, всему золотому, блестящему, необычному. Переломить эту тенденцию довольно долго неудавалось нииностранным компаниям, ориентированным наэкспатов, нидевелоперам, вопреки своей воле потакающим капризам покупателей. Акапризы могли быть самыми разными. «Одному изклиентов, например, нужен был трехэтажный гараж состеклянными витринами— чтобы хвастать перед соседями своей коллекцией авто»,— вспоминает директор погородской изагородной недвижимости компании Knight Frank Алексей Трещев.
Нов какой-то момент жилье измаркера, демонстрирующего статус, стало превращаться вто, чем оно идолжно являться,— территорию для личной жизни. «Люди все меньше принимают усебя дома гостей истараются организовать домашнее пространство, ориентируясь лишь насобственные потребности иинтересы своих детей (удобные детские, дополнительные спальни для нянь, игровые комнаты),— говорит директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын.— Одновременно возрос интерес кэксплуатируемым кровлям итеррасам, где люди обустраивают патио-зону. Такой подход— это естественное продолжение подспудного желания «вытеснить» гостей с«жилой» территории. Если ужприниматьих, тона такой импровизированной террасе».
Некоторые девелоперы уловили «террасный тренд» иразвили его всвоих проектах. «Мы заметили повышенный интерес клиентов ктакому продукту при реализации Barrin House, где квартиры стеррасами были распроданы буквально настарте продаж,— рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Донстрой» Ирина Прачева.— При проектировании нашего нового проекта всегменте deluxe— «Жизнь наПлющихе» мыспециально предусмотрели столь популярную опцию даже вдостаточно компактных померкам элитного рынка квартирах. Это фактически новый формат городской недвижимости: если донедавнего времени террасы были доступны только всамых дорогих лотах, восновном впентхаусах, тотеперь это возможно ипри приобретении квартир площадью от110кв. м».
Если террасы отсутствуют или звать посторонних нехочется даже туда, есть другой вариант. Речь идет обобщих территориях внутри дома, которые превратились впространства для встреч иотдыха. Входные группы ихоллы теперь принято делать свободными, полными света ивоздуха. Ихнельзя загромождать предметами интерьера, аосновной акцент перенесен наэксклюзивные материалы отделки инестандартные элементы дизайна, превращающиеся варт-объекты. Показательный пример— клубный особняк «Кленовый DOM». Его лаунж-зона— это огромное светлое пространство ссемиметровыми потолками, вотделке использованы древесина инатуральный мрамор, асмысловым центром является эффектная стойка ресепшен скленовым деревом.
Прийтись кодвору
Еще одна интересная тенденция: минимизировав присутствие гостей вквартирах, обитатели элитной недвижимости исами устремились запределы личного пространства. Ине только вхоллы при входных группах, нои напридомовую территорию. Поэтому ееналичие иправильное обустройство стало одним изважных факторов при выборе дома. «Внутри Садового кольца существует дефицит домов ссобственным внутренним двором итерриторией,— рассказывает Игорь Быченок.— Зная обэтом ипонимая удобство таких зон для жителей, KRProperties уделяет данному аспекту много внимания. Например, именно наличие внутреннего двора впроекте «Клубный дом Depre наПетровском бульваре» стало одним изего существенных преимуществ».
Непременное желание видеть рядом сосвоим домом правильный двор поставило точку встародавнем споре отом, имеетли право считаться элитным объект нанесколько сотен квартир. Теперь, когда основная активность жителей перетекла вобщие пространства, ужточно имеет. Потому что лишь вэтом случае территория получается большой идает возможность воплотить все теопции, которые хотелибы видеть покупатели. Единственный скользкий момент— безопасность. «Очень богатые люди по-прежнему предъявляют высокие требования кобъекту сточки зрения безопасности: камерность, наличие нескольких лифтов ивходных групп, ширину подъезда для автомобиля,— говорит Алексей Трещев.— Они действительно обращают внимание напланировку придомовой территории, которая позволялабы сделать наиболее коротким путь доподъезда». Ночем большедом, чем обширнее его территория, тем сложнее этого добиться. Пока идеального решения этой проблемы ненайдено,но, возможно, все еще впереди.
Индивидуальный подход
Общие для рынка тенденции неотменяют индивидуальных запросов покупателей элитного жилья. Девелоперы ириелторы исегодня сталкиваются свесьма неожиданными пожеланиями состороны покупателей. «Несколько дней назад кнам вкомпанию позвонил покупатель ипоинтересовался, можемли мынайти ему квартиру, вкоторую поместится джакузи площадью 15кв.м,— рассказывает Павел Трейвас.— Ана замечание нашего менеджера, что такое огромное джакузи можно поставить только встроящийсядом, предложил его распилить, занести, апотом сварить».
Удовлетворить подобные пожелания внекоторых случаях всеже удается. «У нас был клиент, который был готов выкупить большие площади надвух этажах элитной новостройки сусловием, что застройщик сделает кего квартире отдельный лифт,— вспоминает председатель совета директоров компании Kalinka Group Екатерина Румянцева.— Хотя застройщик непошел наусловия клиента, квартира синдивидуальным лифтом нашлась вдругом жилом комплексе. «Хеппи-эндом закончилась история еще одного покупателя, который рассматривал покупку квартиры наСмоленском бульваре, где мечтал сделать суперкамин, причем нена последнем этаже, ана средних этажах здания, где дымоход небыл предусмотрен проектом».