О том, кто покупает билеты за 1 млн руб. на фестиваль электронной музыки и почему сотни миллионов рублей на организацию не так уж и много, РБК+ рассказал гендиректор фестиваля Alfa Future People Виктор Шкипин.
— Почему крупные компании все чаще выбирают такой формат взаимодействия саудиторией, как фестиваль электронной музыки?
— Мыопирались напредыдущий опыт иобщую логику. Музыкой мызанимались последние 20лет, это футболом начали только вэтом году. Дотого как мыначали делать фестиваль, Альфа-банк с1994 года привозил вРоссию мировых звезд. Именно мыпервыми привезли Пола Маккартни, Тину Тернер, U2имногих других— это были звезды первой величины. Ив какой-то момент звезды закончились, какбы странно это низвучало. Остались только Radiohead, которые вРоссию ехать отказывались. Ина наше двадцатилетие мырешили организовать большое шоу на800тыс. человек— это 4D-видеоинсталляция наМГУ. Сним мыпопали вКнигу рекордов Гиннесса как самое большое проекционное шоу вмире— итут почувствовали вкус кподобным мероприятиям. Мыпочитали комментариитех, кто тамбыл, ипоняли: вотон, маркетинг набудущее. Никакая реклама, никакой BTL никогда незаменят такой контакт, когда тыс людьми наодной волне, даришь имэмоции. Аэмоции внаше время— самое главное,то, что люди ценят больше всего.
Мысовместили несколько очень логичных вещей— наши компетенции вмузыке итехнологии. Ив итоге унас получился непросто фестиваль, аинновационное шоу сбольшой дневной программой: дроны, 3D-принтеры, которые способны напечатать человеческие органы, виртуальная реальность. Такого небылода, пожалуй, исейчас нет ниу кого.
— Акакже Geek Picnic?
—Да, мыиграем наодной территории идаже дружим.
— Как выбирали, кого приглашать? Почемубы неповторить предыдущий успех ине пригласить одну звезду?
— Электронную музыку мывыбрали, потому что решили сделать фокус намолодежную аудиторию, поговорить именно сней. Ребята, которым сейчас от18 до21 года, уже играют существенную роль вэкономике, они зарабатывают, берут первые кредиты, делают первые сбережения. Нам нужно было говорить сними наодном языке.И, как выяснилось, большая ихчасть слушают электронную музыку. Этаже музыка очень привлекательна идлятех, кто молодость провел наИбице исейчас решает очень многие вопросы вэкономике. Вобщем, именно электронная музыка объединяет множество хороших, продвинутых людей.
— Опиралисьли вына какие-то успешные зарубежные или российские кейсы? Например, наопыт тогоже «Нашествия» или Гластонбери?
— Мыпристально изучили опыт «Нашествия», чтобы понять, что так делать ненужно, унас совсем другая публика. Нашей аудитории нужнытеплыйдуш, аккуратные парковки, аесли палатка, тоцивилизованная, сосветом иудобствами. Поэтому одни изпервых задач, которые мырешали,— как победить очереди, грязь инетрезвую пуб— лику. Нам это удалось. VIP-билеты унас стоят 18тыс.руб. ирасходятся наура. Асупер-VIP замиллион впрошлом году мыраспродали полностью почти мгновенно, поэтому вэтом году пришлось увеличить ихколичество. Многие готовы платить такие деньги закачественное приключение.
Иззападных фестивалей мыориентировались набельгийский Tomorrowland. Это самый представительный фестиваль, билеты накоторый начинаются от€450. Исобирает при этом насвою уникальную атмосферу до300тыс. человек. Еще один фестиваль, накоторый мыориентировались,— калифорнийский Coachellа. Это знаковое событие, накотором должны отметиться все представители шоу-бизнеса, политики ибанкиры Калифорнии.
— Организация подобного фестиваля— дорогое удовольствие. Апочемубы непровести просто очередную рекламную кампанию или снять пару роликов для телевидения?
—Да, фестиваль обходится нам внесколько сотен миллионов рублей. Нодва-три флайта роликов нафедеральном канале впрайм-тайм стоят примерно столькоже, аимиджевый эффект гораздо ниже. Ина фестивале мыотбиваем часть вложенных денег. Когда мытолько начинали, япринес акционерам бизнес-модель, которая предполагает сначала выход вноль, азатем наприбыль. Через пять лет мыбудем очень близки кокупаемости. Еслибы нескачок евро, мыбы уже окупились, ведь большинство наших музыкантов стоят по€200–400тыс. зачас выступления.
Сейчас мывсе меньше берем денег уакционеров, мысократили ихрасходы втрое, зарабатываем набилетах ипартнерских программах. Ниодин фестиваль невытащить только засчет билетов. Что касается PR-эффекта, тохештег AFP три дня был номером один вРоссии, онас пишут все крупнейшиеСМИ, поэтомусоотношение цены контакта ибюджета— очень хорошие.
— Сейчас поговаривают оновом тренде больших фестивалей— цифре. Выв тренде?
— Мы— единственный фестиваль, где вообще нет наличных. Есть браслет-пропуск, который одновременно испособ оплаты. Это решает проблему очередей, ускоряет все процессы игарантирует, что вас необсчитают. Люди это оценили, ноэто очень дорого. Несколько сотен тысяч долларов унас ушло нато, чтобы закупить чипы ипрограммное обеспечение, проложить под землей кабели, чтобы работали терминалы, скоторых можно пополнить браслеты. Очень помогает MasterCard. Еще унас поле полностью покрыто высокоскоростным Wi-Fi от«Билайна», итакого нет нигде вмире.
ВРоссии мычто-то вроде бета-тестовой площадки для многих высокотехнологичных компаний. Унас можно попробовать свои продукты набольшой аудитории ина большом комьюнити винтернете тутже собрать фидбэк.
— Запределы России выходить планируете?
— Однозначнода. Унас есть планы пофраншизе, кнам обращаются изразных стран спросьбой еепродать. Для нас это способ ускорить выход насамоокупаемость.
— Естьли еще музыкальные проекты?
— Уже третий год мыделаем Alfa Future Awards, хит-парад российских исполнителей электронной музыки. Для него опрашиваем более ста клубов повсей России, накого лучше продаются билеты, привлекаем музыкальных журналистов, радио. Это первый всероссийский хит-парад, исделали мыего потому, что унас возникли проблемы стем, кого изроссийских музыкантов приглашать нафестиваль. Апотом, чтобы другие немучились также, мырешили сделать хит-парад, исейчас тоже развиваем его как бизнес-проект.
— Впоследнее время стало известно оботмене нескольких фестивалей электронной музыки, втом числе Outline. Небоитесь такогоже исхода?
— Мыочень сочувствуем коллегам изOutline. Уних был немного другой формат фестиваля, городской, номы уверены, что таких мероприятий должно быть больше. Конечно, проведение подобных фестивалей— всегда огромное количество рисков. Номы учимся начужих ошибках. Большая часть времени подготовки фестиваля уходит нато, чтобы согласоватьвсе, что возможно, сРоспотребнадзором,МЧС, ГИБДД, полицией ипрочими надзорными иконтролирующими органами. Мыне полагаемся наавось итратим год нато, чтобы выполнить все ихтребования.
— Вкаком случае выпримете решение закрыть фестиваль?
— Если непродадим билеты ипоймем, что больше никому неинтересны.