Китайские аксессуары занимают около 80% рынка.
По данным "Анализа рынка бижутерии в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, за 2018-2022 гг ее продажи в стране снизились на 16,7%: с 72 до 60 млн шт. Спад на рынке пришелся на 2020 и 2022 гг.
В 2020 г на фоне пандемии продажи сократились на 10,3% относительно предыдущего года. С одной стороны, переход на удаленную работу и дистанционное обучение вынудил россиян больше времени проводить дома, поэтому потребность в обновлении гардероба и аксессуаров существенно снизилась. С другой стороны, введение режима самоизоляции для большинства ритейлеров стало критичным – спрос сжался, и содержание торговых площадей оказалось убыточным. Отметим, что несколько сгладить ситуацию помогла интернет-торговля.
В 2021 г продажи бижутерии отыграли больше половины падения прошлого года. Однако новый виток кризиса, связанный на этот раз с внешнеполитическими причинами, привел к сокращению продаж в 2022 г на 15,2% по сравнению с 2021 г. Бижутерия не относится к товарам первой необходимости, и в периоды экономической нестабильности покупатели отказываются от ее приобретения в целях экономии.
На рынке бижутерии преобладают зарубежные изделия, преимущественно из Китая: в 2018-2022 гг его доля составляла около 80% от продаж. Китайские аксессуары занимают наиболее крупный сегмент массовой бижутерии: производители предлагают сотни тысяч моделей украшений по низким ценам за счет огромных объемов производства, а следовательно, низких издержек на единицу продукции. Относительно небольшие российские фабрики не могут держать столь демократичные цены, и так быстро реагировать на изменения моды, обновляя ассортимент.
Несмотря на высокую долю импорта, риск возникновения дефицита минимален, так как Китай не поддерживает санкции в отношении России. Однако на рынок бижутерии продолжит давить стагнация реальных располагаемых доходов россиян.