С либерализацией законодательства, касающегося бюджетных авиаперевозок, этот рынок пошел в России на взлет. Среди пассажиров лоукостеров все больше тех, кто раньше никогда не летал.
Поданным Росавиации, авиакомпания «Победа» (входит вгруппу «Аэрофлот») заянварь—октябрь 2019 года перевезла на45,2% больше пассажиров, чем зааналогичный период прошлого года. Для сравнения: темпы роста пассажиропотока пяти крупнейших российских авиакомпаний вцелом заэто время увеличились лишь на10,9%. Сегодня «Победа»— единственный успешный российский лоукостер, сумевший запять лет смомента создания уверенно войти втоп-5 крупнейших российских авиакомпаний. Ноэто стало возможно благодаря серьезным изменениям законодательства порегулированию рынка пассажирских авиаперевозок.
Все началось стого, что воктябре 2012 года генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев навстрече сВладимиром Путиным рассказал опланах создания всоставе группы бюджетного перевозчика, обратив внимание президента напункты Воздушного кодекса, сдерживавшие развитие бюджетного сегмента пассажирских авиаперевозок, ипредложил внести взаконодательство соответствующие изменения. Врезультате нарынке появился игрок, благодаря которому почти 12% его клиентов впервые смогли полететь насамолете.
Время перемен
Вапреле 2014 года президент подписал федеральный закон овнесении изменений вВоздушный кодексРФ, иперевозчики получили возможность продавать невозвратные билеты (ст. 108), аиностранным пилотам разрешили летать нарейсах российских авиакомпаний (ст. 56). Тогдаже вприказе МинтрансаРФ, направленном «на снижение стоимости авиаперевозок навнутренних линиях», появилась поправка оботмене обязательного питания, стоимость которого включается вцену билета. Эти нововведения позволили учрежденной всентябре тогоже года авиакомпании «Победа» выполнить ключевое условие успешности бизнес-модели бюджетной авиакомпании— минимизировать издержки иснизить стоимость перелета.
Вдекабре 2014-го был выполнен первый полет, уже запервые 12часов было забронировано более 7тыс. билетов, задень— 16тыс., идо конца года услугами авиаперевозчика успели воспользоваться39,6тыс. пассажиров. Ачерез год ихчисло многократно выросло, достигнув3,1млн. Тогдаже был совершен первый международный рейс. Ив 2019 году услугами российского лоукостера уже воспользовались 10млн пассажиров.
Попытки создать встране бюджетные авиакомпании предпринимались неоднократно. Нодо изменения законодательства в2014 году все бюджетные проекты были обречены напровал. Вчастности, Sky Express продержалась нарынке с2006 по2011год, когда была признана банкротом. Таже участь постигла второй российский лоукостер— компанию «Авианова» (2009–2011 годы).
«Отечественный рынок ироссийское законодательство донедавнего времени небыли готовы ктакому формату»,— говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Возможность снижать издержки засчет отказа отчасти традиционных услуг ивведения отдельной платы занекоторые изних позволяет нетолько снизить цену билетов, нотакже сократить время подготовки рейсов. «В полете самолет зарабатывает деньги, ана земле ихтолько тратит»,— говорит эксперт.
Строгиенравы
Отсутствие бортового питания, небольшие расстояния между креслами (у некоторых компаний— 71см), невозможность ихоткинуть, только платный выбор места, платный провоз багажа— эти правила характерны для большинства бюджетных перевозчиков вмире. Иногда авиакомпании вводят особенные условия. Нарейсах латвийского бюджетного авиаперевозчика airBaltic пассажир может быть оштрафован на€100 зане переведенный вавиарежим смартфон. Аканадский лоукостер Island Express Air запрещает пассажирам находиться наборту соголенным животом. Генеральный директор ирландского лоукостера Ryanair Майкл О`Лири предложил сделать всамолете стоячие места, ноинициатива небыла поддержана посоображениям безопасности.
Без багажа
Изменения вправилах пассажирских авиаперевозок вчасти провоза багажа поначалу вызывали неоднозначную реакцию потребителей. Впервую очередь это относится кправилам провоза багажа. Входе обсуждения вСовете Федерации законопроекта, позволяющего авиакомпаниям исключить бесплатный багаж при покупке пассажиром невозвратных билетов, некоторые сенаторы выступили против такого нововведения.
Например, Людмила Нарусова заявила, что «закон ущемляет права гражданина, вданном случае— пассажира», аглава комитета поконституционному законодательству Андрей Клишас потребовал доработки законопроекта. Одновременно Роспотребнадзор получил десятки тысяч жалоб пассажиров.
Тем неменее всентябре 2019 года соответствующие поправки вВоздушный кодекс РФвступили всилу. Поправилам, которые установил Минтранс РФв 2007 году, перевозчик был обязан бесплатно провозить минимум 10кг(сумма веса багажа иручной клади). В2017 году президент подписал поправки вВоздушный кодексРФ, которые отменили эту обязанность авиаперевозчика вотношении пассажира, купившего невозвратный билет.
Для упрощения процедуры проверки габаритов ручной клади (это понятие впервые было оформлено законодательно) ваэропортах появились калибраторы. Новые правила перевозки багажа помогли «Победе» снизить цену большинства билетов на30%, аминимальный тариф— на50%, обэтом представители компании заявляли вСМИ. Поданным агентства «АвиаПорт», эти изменения дают возможность российским бюджетным авиакомпаниям конкурировать поценам сзарубежными лоукостерами.
2017 год выдался сложным для авиаперевозчиков, поскольку упал курс рубля, выросли цены наавиатопливо, подорожало итехобслуживание, говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «В этих условиях безбагажные тарифы позволили если неснизить цену надешевую линейку билетов, тохотябы удержать еена нижней планке 2016 года, иэто подтверждает наша статистика»,— объясняет эксперт.
Новые горизонты
Для развития конкуренции нарынке внутренних авиаперевозок, ккоторым допускаются только российские компании, необходимо продолжить либерализацию иупростить выход нарынок новых компаний, считает ведущий научный сотрудник Института транспорта итранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Несмотря наряд значительных законодательных послаблений вобласти пассажирских авиаперевозок, требования регулятора все еще чрезмерны, считаетон: «Чтобы выйти нарынок, нужно законтрактовать восемь самолетов, три изкоторых должны быть впарке. Доступ намеждународный рынок, где маржа выше, новая компания получает лишь через два года».
Кроме того, достаточно существенной издержкой являются аэропортовые сборы, говорит Федор Борисов: «Для модели лоукостера возможность ихснижения имеет важное значение». Причина высоких тарифов российских аэропортов— избыточные требования регулятора, сохранившиеся ссоветского времени, говорит эксперт: «На небольшом аэродроме, где вАмерике будут работать 10–15 человек, унас должны работать 70–150, трудовое законодательство непозволяет совмещать должности, необходимо отдельно сертифицировать персонал накаждый вид работы. Эти довольно рудиментарные, оставшиеся ссоветской поры требования серьезно раздувают штати, соответственно, повышают издержки аэропорта».
Авторы:
Владимир Паньков, Лара Боруздина.